Подпишитесь на рассылку
img

Железная леди на сцене

Время чтения: 15 минут

Новости

  • Балет — это искусство, которое со стороны кажется воплощением легкости и грации. Но за каждой пачкой и улыбкой на сцене кроются годы боли, жесткой дисциплины и невероятной силы духа. 


    Закулисье театров интересует режиссеров по всему миру. Например, в мини-сериале «Плоть и кости», зрителю показывают путь балерины, которая попала в суровый мир профессии. В России, которая славится своим Большим театром, эта тема также поднималась в драме «Большой» и в сериале «Балет», где рассказывается о судьбах как начинающих артисток, так уже и ушедших со сцены, но не забывших свое дело.  


    Мы поговорили с профессиональной актрисой балета Катериной Самохиной, выступающей на самой большой сцене в России, о том, что скрывается за кулисами: о детстве без свободы, травмах, которые становятся частью жизни, и конкуренции. О том, почему, несмотря на все трудности, она не променяет эту профессию ни на что другое, читайте в новом материале. 

  • Балет — это не только танец, но и сила духа 


    Балет часто ассоциируется с жестокой дисциплиной, и это действительно так. Это безумно сложная профессия, в которой нужно не только танцевать, но и думать. Часто это приходится делать и за себя, и за партнера, и за других коллег, находящихся рядом. Балерине нужно следить за линиями и рисунком в самом танце, а также быть для себя врачом, визажистом, психологом и швеей. Профессия многогранна, и здесь нужно работать не только физически, но и умственно. Важно быть психологически устойчивым и внимательным человеком с сильным духом, ведь на сцене не все зависит от тебя, и нужно быть готовым в любую секунду, как на поле боя. 


    Моя бабушка заслуженная артистка России, и уже с пяти или шести лет она готовила меня и родителей к тому, что я буду балериной. У меня была хорошая предрасположенность, как говорят в танцевальных кругах — «балетный скелет», то есть подходящие строение тела, масса и гены. Профессиональные артисты сразу видят по детям, способны они к этому или нет. Например, моему младшему брату никогда и не предлагали связать свою жизнь с балетом, а в мою душу он проник и до сих пор там. 

  • «Обратного пути нет»: попадание в профессиональный балет


    Я поступила в балетное училище в десять лет, и когда мне сообщили положительный результат, в голове была лишь одна мысль: «ну все, обратного пути нет». С тех пор балет стал не просто детским увлечением, а профессией, с которой я свяжу свою жизнь. Когда я поступала, моя мама сказала: «Все будет так, как нужно и как велит Господь, если да, то будешь балериной, если нет, то ничего страшного не произойдет». Она спокойно относилась к этому и настроила таким образом и меня. Без лишних нервов и переживаний получилось так, как должно было случиться.


    В училище приходит осознание, что твое тело — это инструмент, но у каждого свой период взросления. У меня это произошло в середине обучения. Я просто поняла, что буду балериной и это мое будущее, а, значит, нужно более ответственно относиться к работе над собой уже сейчас, чтобы это дало плоды.


    Моментов, когда хотелось все бросить, было очень много, но в училище меня держали и успокаивали слова мамы: «Надо доделать до конца, раз уже поступила». Были разговоры, что обратно возвращаться в свой город и уезжать из Новосибирска, где я училась, — это не разумно, да и менять школу, а тем более выбирать новую профессию не хотелось. 

  • Когда начала работать в театре, мысли все бросить тоже появлялись, но уже успокаивала себя самостоятельно, потому что понимала — это из-за усталости, стресса и конкуренции. Я сама этого хотела и знала, на что шла. 

  • Появившаяся в детстве любовь к балету никуда не исчезнет. Сейчас меня удерживают отдых, семья, любовь и хобби. Я успокаиваюсь, отвлекаюсь, и мне уже не хочется бежать от моей работы, ведь есть понимание, сколько в ней плюсов, которые меня радуют и мотивируют.


    Когда-то я хотела быть бортпроводником, или работать в полиции, морге, или получить образование социального психолога-сексолога, даже училась на стюардессу в один момент, но потом пришло осознание, что моя профессия — лучшая, и я никогда не уйду из балета по своей воле. 

  • Балет — это искусство красоты и легкости


    Миф на 100%, в который многие верят, что балет — это в основном про изящность, легкость и грацию. Но у этой красоты есть суровая цена. 


    Согласно медицинскому исследованию, 76% травм в балете вызваны чрезмерными нагрузками, которые истощают организм артистов.


    Все балерины косые, кривые, больные и вечно уставшие. Наша главная проблема — это ноги, которые выглядят страшно без трико и пуант. На сцене, когда они спрятаны, это красиво для людей до того момента, пока все не обнажается. 


    Спина, таз, колени — все сломанное, зашитое, прооперированное или так и оставшееся разорванным внутри. Связки и мышцы растянуты или надорваны, из-за чего они ноют каждый день, и с этим ничего не сделаешь. 

  • img
  • У каждой из нас свои травмы, но причина у всех одна — наша работа.

  • Цена бывает разной: кто-то не может родить самостоятельно, кто-то лишился родных связок, и их заменили донорскими, вырезанными и вшитыми в изношенные суставы. А кто-то просто потерял место на сцене, скатившись по карьерной лестнице из-за травм. 

  • Это лотерея, в которой, кажется, невозможно выиграть. Даже если повезло с ролью, со здоровьем удача не работает. 


  • Физическая нагрузка в балете колоссальная. Это когда слезы катятся от боли, а ты должна улыбаться, когда все внутри ноет, но нельзя показать это ни зрителю, ни коллегам. Слабость — непозволительная роскошь. 


    Нагрузка не только физическая, но и психологическая. Каждый выход на сцену, репетиции до выступления — это сражение. Хрупкие с виду девушки на самом деле воины, привыкшие терпеть невыносимое, а после спектакля выслушивать критику от педагогов, потому что так принято. 


    Травмы — неизбежная часть нашей жизни, в которой ты падаешь на сцене, но встаешь и танцуешь дальше. Адреналин и мужественное воспитание в детстве способствуют этому. Любое падение должно выглядеть в глазах зрителя, как запланированное. 

  • Прервать выступление из-за травмы? Невозможно. В первую очередь ты артист, который показывает сказку на сцене, а уже за кулисами разбираешься с переломами и растяжениями.

  • Я ломала руки на сцене, кто-то — ноги, и несмотря на травму, танцевал еще четыре месяца, потому что были важные спектакли. У меня сколиоз третьей степени, органы уже смещены, поэтому, когда долго неподвижно стою на носках в «Лебедином озере», половина тела немеет от боли — кровь просто не доходит.  


    Восстановления с такими нагрузками, по сути, нет. Забитые ноги не успевают отдохнуть за ночь, сегодняшняя усталость накладывается на вчерашнюю. Сна тоже не хватает, а ванна с солью не особо тебе поможет от подобной боли в мышцах. Уставшее тело — это норма, а выходного один раз в неделю недостаточно. Больничные тоже не спасают — уходишь только в редких случаях. Сердце изнашивается раньше времени, поэтому и пенсия у нас ранняя. У многих есть семьи, дети, личная жизнь, и после спектакля мы занимаемся своими делами: влюбляемся, гуляем, путешествуем, посещаем разные места. 


    Чтобы снять усталость, мы ходим на массажи, в спа и бассейн, пьем иногда препараты, которые дают энергию и силы здесь и сейчас, но сильно садят желудок, сердце и печень. 

  • У балерин не существует реабилитации, скорее, мы делаем вид, что она есть, и спасаем «мертвого лебедя». 

  • Самое сложное в профессии, о чем не догадывается зритель, — пройти этот путь с детства и всегда помнить каждую слезу нашего внутреннего обиженного и недолюбленного ребенка, каждое замечание от педагога, оскорбление от коллеги. Знать, что ты не идеал. Быть для зрителя тем, кем не являешься, и так, чтобы он поверил на 200%, — тяжело. Однажды мне перед спектаклем позвонили и сообщили о потере близкого человека, но я вышла на сцену через 50 минут и улыбалась, будто этого звонка и не было.

  • «Я забыла, что такое свобода, и не знаю до сих пор»


    Балет появился в моей жизни в детстве, тогда я забыла, что такое свобода, и не знаю до сих пор. Это не просто рамки. У тебя меняется жизнь, и ты начинаешь подчиняться профессии. 

  • Свободы нет и никогда не будет — это выражается во всех мелочах этой системы в нашей стране, если мы говорим о классических балетных театрах.

  • Травмы, женские дни, декрет — это твои проблемы, а работа не будет ждать и жалеть, так же как и педагоги. Девушки выходят после родов через 17 дней на репетиции, во время менструации мы тоже танцуем, и иногда это бывает невыносимо сложно и больно. Травмы — это пустяк, на который уже не обращаешь внимание. Исключениями являются только операции, после которых мы аккуратно начинаем входить в работу. В этом случае жалко денег: если оно порвется заново, то не было никакого смысла сшивать. 


    Ограничения не касаются только еды, так как балеринам нужны силы. Но стандарты к фигуре, конечно, есть. Раньше было куда суровее, а сейчас условно придерживаются правил -120 от твоего роста. Если ты 170 см, то должен весить не больше 50 кг. Я при росте 165 см вешу 43 кг, и ко мне вопросов от театра нет. У мужчин все гораздо проще, но в этой профессии я могу сказать точно, что твоя внешность будет много решать. Красивые люди ценятся в балете. Я лично могу поесть что угодно в любое время, в том числе и вредные продукты. Но бывают девочки, которые хотят похудеть перед спектаклем и могут есть одно яблоко и кусок вареной курицы в день, так еще и запить это мочегонными препаратами.

  • Жестокая конкуренция в балете: миф или реальность


    В фильме «Черный лебедь» балерина, которую играет Натали Портман, сталкивается с конкуренцией, буквально сводящей ее с ума. А в сериале «Джойка» желание быть лучшей и единственной доводит танцовщицу подсыпать стекло в пуанты. Но есть ли подобное соперничество в реальной жизни? 


    Такого, как показано в этом фильме, нет, хотя конкуренция присутствует, но это максимум сплетни или ссоры между балеринами. История со стеклами, возможно, и случалась однажды, а потом ее раздули с помощью фильма, но реальность не такая. 


    В порче костюмов тоже никто не видит смысла, потому что есть много запасных, и его тебе в любом случае выдадут. А вот за плохой наряд достанется костюмеру, которого все любят и не будут подставлять. Костюмы рвут, портят и пачкают на сцене случайно, как правило, сами балерины. Поэтому у костюмеров и без завистливых истеричек хватает работы. 


    Кто будет танцевать — это интерес начальства. Они исходят из того, кому хотят дать шанс в начале пути, возможность повторить успех или посмотреть и проверить. Очередь из тех, кто уже танцевал не маленькая, поэтому тебя могут не взять на роль, даже если ты хорошая балерина.

  • img
  • Стереотипы про балет


    1. Балет — это дорого


    Для детей балет — это не дорогое хобби, спорт забирает куда больше денег. Юные балерины работают на российских пуантах, которые стоят примерно 5 тыс. руб., купальник — столько же, а трико — условно 800 руб. Одежда для балета шьется хорошего качества и поддается стирке, поэтому может прослужить долго. Пуанты, наоборот, не всегда можно положить в стиральную машину: их надо менять чаще. 


    Взрослые артисты покупают пару купальников и юбку для репетиции. Обычно у опытных балерин много теплой, разогревочной одежды, например, балетные валенки для ног и пуанты более хорошего качества, которые можно стирать. Их, а также балетки, пачки, характерные юбки и обувь, трико — все выдает театр, имеющий огромный бюджет, поэтому хватать будет всегда и каждому.


    Важно отметить, что подобные бюджеты доступны Большому театру, финансирование которого даже выделено в отдельную строку федерального бюджета, в то время как провинциальные вынуждены экономить на расходах и опираться на гранты. 

  • 2. Балет — история про искусство, а не большую зарплату


    Артисты работают за идею, а не за деньги, и это правда. Искусство — это не про желание получать материальные блага. Но зарабатывать хорошо можно, хотя цена за это куда больше. Даже если артист много получает, он столько же тратит и на здоровье, которое он теряет на сцене. 


    3. Мужчина в балете — «не мужик»


    Существует стереотип, что балет — это женское искусство, в котором мужчинам не место, из-за чего они могут сталкиваться с дискриминацией.


    Из моего окружения вне театра все считают, что артисты в балете подозрительные, в том числе и мужчины. Они действительно отличаются, но у них также есть жены и дети. Причем часто это полностью театральные семьи, которые работают под одной крышей. Это связано с тем, что найти людей, которые будут понимать и принимать нашу профессию, сложно. 


    4. Балет заканчивается тогда, когда и молодость


    Уход из балета невозможно предугадать. Кто-то не выходит после декрета из-за здоровья или из-за того, что тело не может вернуться в форму, кто-то из-за травм, а некоторые могут танцевать и в 45 лет. Кроме того, после сцены многие преподают или выступают на других мероприятиях.

  • Какая она — жизнь на сцене


    В училище преподают, как передавать сложные эмоции только через движения. Есть предмет, на котором ты изучаешь, как выглядит слова в балете. В движениях есть смысл, который можно читать, поэтому люди, разбирающиеся в этом искусстве, понимают наш язык и без либретто.


    Эмоции артиста зависят от того, какой спектакль и роль. Когда привыкаешь, становится спокойно, и ты получаешь невероятное удовольствие, но если партия новая, то это невероятный стресс. Это невозможно передать словами, так как много важных нюансов: ты должен помнить порядок, держать лицо, играть эмоциями, взаимодействовать с коллегами, отыгрывать свою роль и помнить, что можно, а что нельзя твоему персонажу, думать про руки, ноги, правила классического балета, следить за линиями и рисунком. А когда это все новое для тебя — это страх на грани остановки сердца.


    Радость и спокойствие приносит реакция публики. В театре ты всегда чувствуешь зрителя. Иногда они хлопают настолько сильно, с огромной благодарностью за работу, что на поклонах я плачу от счастья, это настоящий обмен энергией. Ради этого мы и работаем. Иногда, конечно, бывает скромный зритель, который может стесняться показывать излишний восторг или не знать, в какой момент аплодировать уместнее. Например, как-то я сидела в зрительном зале и чувствовала, что публика не понимает, когда нужно хлопать, она боится. Если есть люди, которые могут зарядить весь зал, то большинство чувствуют, что они «не одни» и начинают кричать «браво» или даже свистеть.


    Также радуют подарки от зрителей. Лучше всего мне запомнились цветы с необычными записками, ювелирные украшения. Другим балеринам дарили картины, нарисованные детьми.


    Затем после поклонов ты выдыхаешь и возвращаешься в реальность, вспоминаешь, что ты человек, тебе надо идти домой, готовить ужин и смотреть сериал, а завтра новый день и образ. Репетиции спектаклей, которые будут на неделе, идут в течение всего дня, поэтому сейчас ты нежная кошечка, через 45 минут — старуха, а через полчаса уже мальчик. Ты привыкаешь менять образы, и привязанности к одной роли просто некогда появиться, но, конечно же, это вопрос опыта.


    Если бы я ставила собственный спектакль, думаю, это была бы новая версия классического сюжета наподобие «Ромео и Джульетты», потому что мне хочется танцевать печаль, показывать через тело всю боль, плакать и любить, оголять всю душу и дарить переживания зрителю.

  • Будущее в балете


    Классический балет — это консервативное искусство, которое, по моему мнению, не нужно менять. Он был и останется великим наследием в том обличии, в котором должен быть, и это к лучшему. 


    Каждой мечтающей о балете девочке, я хотела бы сказать одно: если ты готова быть воином, жить в риске, что ты либо получишь все, либо все потеряешь, тогда дерзай! В противном случае лучше выбрать другую сферу, потому что, увы, но в балете нужно быть железной леди. Мой личный совет: вырви свое сердце, уничтожь его, скуй железное и иди работать. 

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум