Подпишитесь на рассылку
img

Путь в ислам и обратно: Как потерять себя в поисках, но заново найти

Время чтения: 15 минут

Новости

  • Религия для многих — это не просто вера, а целая система координат, определяющая образ жизни, ценности и даже социальные связи. Согласно исследованию американского центра Pew, в России 71% населения причисляют себя к православному христианству, 10% — к исламу, а 15% не относят себя ни к одному из вероисповеданий. 


    При этом некоторые люди совершают переход от одного вероисповедания к другому, и иногда не один раз за жизнь. Более 20% населения в 36 странах мира отказываются от религиозной традиции, в которой они выросли, сообщают результаты в Pew. Часто это случается в период между детством и взрослой жизнью.


    Но что происходит, когда человек осознает: его выбор был ошибкой? Каково это — сменить религию, но передумать о своем решении, с чем сталкиваются такие люди и что происходит внутри них? 


    Редакция «Газеты» обсудила это с блогером Триандафилиди Яной, которая ушла в ислам, но вернулась. В этой истории — не только личный опыт, но и размышления девушки о том, почему религия так часто становится инструментом контроля и причиной ненависти. 

  • Первые шаги: восхищение или самовнушение


    Мой путь в ислам начался с полета в ОАЭ, там я впервые глубоко окунулась в тему этой религии, хотя до этого вообще ничем подобным не интересовалась и прониклась эстетикой страны. 

  • Я русская, все мои родственники — христиане. С детства мне говорили, что я христианка, водили по церквям, но себя таковой никогда не считала. Мне была неинтересна религия. Я не верила в Бога. 

  • В ОАЭ произошло знакомство с местными, которые начали очень много рассказывать про ислам. Я с ними спорила и приводила аргументы против, но, так как тогда не особо разбиралась в этой теме, решила изучить ее получше, чтобы доказать свою правоту. Зачем и кому не знаю, но в итоге не заметила, как настолько увлеклась, что сама приняла ислам.

  •  Мне все показалось там логичным, и, вероятно, я сама внушила себе веру во что-то за счет своей впечатлительности.

  • Согласно статистике, на момент написания этого материала, 11 апреля 2025 года в мире насчитывается 2,043 млрд мусульман, что составляет 25% всего населения планеты. При этом ислам признан самой быстрорастущей религией. Среди тех, кто принимает это вероисповедание, большинство имеют христианское происхождение: 53% всех обращенных в ислам идентифицировали себя до как протестанты, еще 20% были католиками, а примерно каждый пятый (19%) — не относился ни к какой религии. 


    Это случилось спустя некоторое время после возвращения в Россию. Вообще, я сначала надела хиджаб, а уже потом приняла ислам: произнесла шахаду дома — это слова, которые ты говоришь, когда принимаешь веру. Помню, как очень волновалась и оттягивала момент. Потом пошла в мечеть, познакомилась с девушками, которые мне сказали, что шахаду надо произносить при свидетелях, и я сделала это еще раз при них. 


    Для меня принятие ислама заключалось в присоединении к какой-то общине, определенной группе лиц, которые нашли тот самый верный путь, как надо прожить эту жизнь. 

  • Ощущение, что ты не одна и есть люди, которые тебя полностью понимают. 

  • Вы «идете к одной цели», можно так сказать. Все запреты, которые появились из-за ислама, воспринимались как что-то хорошее ради моего же блага. То есть я находила логичные оправдания этим вещам, думая, что Бог знает, как лучше. Но и реальные плюсы этих запретов тоже были, например, я тогда бросила курить. 


    Но самым трудным было отказаться от цели и мечты моей жизни — стать исполнительницей или актрисой и в целом строить карьеру в медийной сфере, потому что петь женщине в исламе прилюдно нельзя и светиться на экранах тем более. 


    Согласно Корану, девушкам запрещено петь только в присутствии мужчин: в женском кругу это позволительно. Такое правило существует из-за того, что голос женщины способен соблазнить и пробудить желание.


    Пришлось переключать свое сознание, что придется выйти замуж, завести семью и сидеть дома, чего я никогда не хотела, но заставляла себя думать, что это для моего же блага.


    Окружающие меня люди отреагировали негативно. Особенно мама. Она думала, что я попала в секту и поеду в Сирию, очень переживала и постоянно спрашивала одни и те же вопросы: «Зачем? Почему? На тебя кто-то давит?» Были и агрессивные реакции: мама рвала хиджабы, выгоняла из дома, думая, что это заставит меня выйти из религии, но я тогда стояла на своем.

  • Друзья вообще не поняли этого, некоторые очень негативно высказывались, и почти все перестали общаться. Но я была рада: мое новое окружение говорило, что они тянут меня в ад. Я и сама стала так думать: начала смотреть с презрением на них и прошлую жизнь.

  • Девушки в мечети, когда мы с ними общались, и мои подруги в реальной жизни ко мне относились очень бережно и снисходительно, как к новообращенной. В Интернете же всем было все равно, что я только пришла в религию, и меня критиковали абсолютно за все. Были люди, которые радовались за меня, писали слова поддержки и говорили, что я могу спрашивать их советы, но таких было меньше. Мои подруги могли часами объяснять, оплачивали уроки таджвида, чтобы научиться правильно читать Коран, дарили хиджабы, когда меня выгнали из дома и не было возможности их купить. Они очень поддерживали и радовались, когда я рассказывала, что только недавно приняла ислам. Самый яркий пример из того, что я вспомнила, это покупка первого хиджаба. Я решила сделать это через Авито. Написала девушке, мы разговорились, и я сказала, что это первый хиджаб и только пришла в религию. Она позвала меня к себе и бесплатно отдала два пакета с почти новыми вещами: шапочки, юбки, платья, хиджабы, проговорила со мной около двух часов, рассказывая о религии и поддерживая меня. 


    Когда же я решила выйти из ислама, картинка перевернулась с ног на голову, что вполне логично. Началось исключительно порицание от мусульман. Но это ожидаемо, по-другому и быть не могло.

  • Жизнь девушки в исламе: между свободой и запретами


    Я заметила, что везде разный ислам. В каждой мусульманской стране есть какие-то свои традиции и правила, добавленные под лозунгом религии, но которые к нему не особо относятся. Например, в Афганистане, по моему мнению, лишь прикрывают религией все происходящее. 


    В Афганистане активно ведется реформирование образования. Например, из школьной программы исключают все труды, которые противоречат исламу. А вопрос о возможности обучения девочек после шестого класса не поднимается. 


    Мне часто писали в комментариях, что ОАЭ давно не про ислам и что это европеизированная страна, на что люди отвечали вопросом: а какая страна тогда про ислам? Начинались очередные споры, которые ни к чему не вели. Истинного и «идеального» ислама, как должно быть по Корану, по сути нигде нет.


    Близкими для меня ценностями в исламе были, возможно, права женщины: наследовать имущество, самостоятельно выбирать мужа, получать образование и распоряжаться заработанными деньгами. Но если так подумать, то это базовый минимум человеческих прав. На самом деле не помню, чтобы я выделяла какие-то близкие мне идеи в исламе. 


    Редакция решила проверить, как права женщины описаны в Коране и что происходит на практике: 

    img
  • Эта религия была для меня чем-то совершенно новым, что не пересекалось с моими взглядами вообще.

  • Наибольший дискомфорт вызывало то, что в реальности женщина, по сути, стоит за мужчиной. Все решения принимает он, без его разрешения нельзя выйти из дома, ответственность тоже на нем, а она должна ему угождать. 

  • Я никогда не пойму и не приму этот факт, для меня все должны быть равны. 

  • Но здесь дело не совсем в исламе, скорее, в патриархате внутри него: вне рамок этой религии я могу спокойно завести отношения на равных, там же такое невозможно. 


    Находясь в исламе, я не считала, что должна быть ниже мужчины или от кого-то зависеть. Мне было крайне дискомфортно, когда я вышла замуж и столкнулась с таким отношением и поведением, но все равно пыталась перестроить свое сознание и убедить себя, что так надо, ведь все так делают, и в религии так заведено. Я терпела очень жесткий контроль во всем, что никуда пойти не могу без разрешения и прочее, меня могли ударить, ведь в некоторых случаях это можно делать, хотя мусульмане и не хотят этого признавать. Сильная ревность, наоборот, там очень ценится. 

  • В обычной жизни это называется абьюзом, но в исламе это норма. 

  • Я пыталась подстроиться, но у меня это не особо получалось, потому что перестроить свою картину мира не так легко, а после выхода я просто спокойно вернулась к обычному мнению. Многие приводят в плюсы этой религии то, что у женщин там много прав, к ним относятся, как к королевам, но все это — базовый минимум, который нельзя приводить как плюс. Я не видела этого отношения к девушкам нигде, слышала только слова. Даже в ОАЭ, где женщины будто бы максимально защищены, я видела внешнюю оболочку, хотя там такое отношение со стороны закона ко всем, это довольно безопасная страна. Что там происходит внутри семей, мне неизвестно. По моему мнению и личному опыту, мужчины в этой религии не хотят соблюдать даже тот базовый минимум, который прописан в Коране.


    При этом среди мусульман есть девушки феминистки, и те, кто считают, как я. За это их осуждают, говоря, что они противоречат религии. Для многих ислам — это автоматически подчинение мужчине. Они действительно пытаются поддерживать такое поведение, ведь им в нем прекрасно жить, но можно придерживаться религии и верить в Бога, не превращаясь в чью-то тень. Но это будет сложно, потому что будет постоянное давление со стороны мусульман. 


    Исламский феминизм стал набирать обороты в последнее десятилетие. Своей целью девушки ставят не только изменить положение женщин в мусульманских странах, но и представление об их вере во всем мире. 


    Если говорить про стандартную женщину в исламе, которая выросла в такой стране с их обычаями, и вдруг решила выйти из религии — это, возможно, про эмансипацию, но это лишь предположение, так как я не проживала такую жизнь. Меня очень раздражали сотни комментариев, что я стала мусульманкой из-за мужчины и кому-то прислуживаю, но мне просто не верили, что это не так, хотя тогда я еще не была замужем.


    Еще причиняло дискомфорт, что мусульмане в большинстве своем закрывают глаза на многие грехи мужчин и их неправильное поведение, а женщину порицают за любую мелочь. Из личного опыта видела это в своем блоге. Какое бы видео я там ни выложила, люди в комментариях абсолютно всегда были чем-то недовольны: «Не показывай свои пальцы! Ты — искушение для мужчин! Слишком откровенный хиджаб, ты должна выглядеть как мешок и носить только черный». При этом на мне был хиджаб просто бежевого цвета и никаб, закрывающий лицо. Это все реальные цитаты, и, по моему мнению, это бред. Но при этом очень много мужчин вообще не закрывают свой аурат, и все молчат, хотя у них он тоже есть. Но это уже больше о мусульманах, а не самом исламе.

  • Сон, который все изменил


    Когда я выходила из ислама — это был одновременно и постепенный процесс, и озарение. Моя «вера», которая появилась из-за впечатлительности и самовнушения, начала пропадать, но я думала, что это все мешает шайтан, а Аллах меня так проверяет. Смотрела кучу видео от мусульманах с такими же историями, хотя в глубине души будто понимала, что просто занимаюсь самовнушением и на самом деле уже не верю ни во что. 


    Старалась не думать об этом и еще больше погружаться в религию, изучать ее, чтобы укрепить иман (веру), как советовали мне тогда подруги и видео, которых я насмотрелась в Интернете. В одну ночь мне приснился очень реалистичный сон о том, как я выступаю на сцене со своим любимым исполнителем: там, как наяву, была жизнь мечты, от которой мне пришлось отказаться, когда я приняла ислам. 

  • И вот я просыпаюсь, смотрю вокруг как будто другими глазами, и мое сознание, которое я так усердно пыталась перевернуть с ног на голову все это время и подстроить под рамки ислама, обнулилось и вернулось на круги своя, и вся эта религиозная повестка вылетела из головы. 

  • Но я тогда встала и все же совершила утренний намаз, но уже вообще не зная, зачем это делаю, просто с мыслью о том, что «надо», а зачем и кому — неясно. Чтобы понять, насколько резко это случилось: вечером до этого я вернулась из мечети, сделала намаз, прочитала дуа и сделала зикр перед сном, поминание Бога, планируя на следующий день снова идти в мечеть, а утром все перевернулось. 


    Выход из ислама не казался чем-то сложным, потому что я наконец-то проанализировала свои мысли, опираясь только на личное мнение, а не чьи-то слова. Сложно было только в том плане, что я уже привыкла к такой жизни, и было странно возвращать все обратно. После того утра я еще несколько раз ходила в мечеть, но уже просто по привычке, не делая это с какой-то искренней целью. А внешнего давления не было, потому что никому из подруг-мусульманок я ничего не сказала. Просто сделала все молча: заблокировала и прекратила появляться в местах, связанных с исламом. Также молча остановилась вести свой исламский аккаунт, ничего не говоря подписчикам, вот и все. 

  • Ни страха, ни сомнений я не испытывала. Скорее, наоборот, не понимала, как там вообще оказалась.

  • Было ощущение второго рождения, когда я впервые вышла на улицу без хиджаба, а также когда я решила начать вести ТикТок без него. Это так замечательно, что на видео я в том образе, который нравится моей душе и мне. Помню, когда сняла хиджаб, накупила себе новых вещей в том стиле, в котором одевалась раньше, сфотографировалась в них всех и на каждую оставила отзыв. Было очень круто осознавать, что ничего теперь не мешает это сделать. 

  • Это стало «символом свободы», отправной точкой. 

  • Чего-то, что я себе впервые в жизни позволила после выхода, не было. До ислама я себя особо ни в чем не ограничивала, так что у меня не было желания делать что-то из ряда вон выходящее. У меня, наоборот, осталось «ограничение»: перестала есть свинину, потому что для меня это стало неприятным. Если она добавлена во что-то, что мне нравится — то ладно, но все равно в подсознании буду об этом думать. Через какое-то время начала искать работу, не задумываясь о том, как это будет мешать намазам, примут ли меня в хиджабе. 

  • Будто постоянный шум с заднего плана пропал, наступила тишина и просто жизнь, в которой ты не контролируешь каждое свое действие, не думаешь, совершаешь ли ты грех и какое ждет наказание за это. 

  • Также у меня в детстве было ОКР, неприятные навязчивые мысли, вселяющие страх и необходимость выполнять ритуалы, которые снимают тревогу и приносят облегчение. В исламе ты постоянно должен делать обряды много раз, чтобы не случилось «чего-то плохого», и мое заболевание вернулось в двойном размере. После выхода из ислама ОКР как рукой сняло.


    Я не ощущала давления, когда решила выйти из ислама, так как никому из подруг об этом не сказала, а они никак и не пытались связаться со мной после блокировки. Вероятно, никто вообще не в курсе, что со мной. Единственное, что было, это давление от бывшего мужа, но он в целом не особо адекватный, постоянно контролировал все аспекты моей жизни, поэтому его я также заблокировала и больше не хотела о нем ничего слышать. 


    Со стороны родственников была только положительная реакция. На наши отношения это особо не повлияло, потому что я тесно общаюсь только с мамой. Моя мама очень отходчивая и обрадовалась, что я стала, как раньше. Мы просто продолжили хорошо общаться. До остальных членов семьи эта информация дошла через нее, и они мне ничего не говорили по этому поводу, их волновал только факт принятия ислама, а выход из него обошел стороной. Насчет друзей сложнее, с некоторыми из них я так и не возобновила общение, с другими только после моего видео, которое им попалось в Интернете, и они сами мне написали, а с лучшими друзьями просто поговорила, и мы также продолжили общаться, как раньше.


    Небольшое давление от общества было после того, как видео с моей историей залетело на девять миллионов просмотров, и мусульмане начали желать мне смерти в комментариях и личных сообщениях. Но было много хороших слов со стороны людей вне ислама. Также это видео попалось всем знакомым, бывшим одноклассникам, от них я тоже слышала в основном положительную реакцию. Мои подписчики со старого исламского аккаунта узнали меня в ролике, хотя там не было лица. Они тоже начали писать, но без угроз, а, наоборот, стали сочувствовать и желали моего возвращения в религию. 

  • Давление было только от агрессивно настроенных мусульман, но я игнорировала эти проявления. 

  • Во время нахождения в исламе у меня была полная перестройка личности, появлялся вопрос «кто я вообще такая и как жить эту жизнь». Но это лишь из-за попыток подстроиться. До этого хоть и не прекрасно, но я понимала себя и чего хочу. А после выхода только убедилась, что я — это я, осознала: те вещи и идеи, которых придерживалась ранее, мне нравятся.


    В моем окружении сейчас всего один мусульманин — это парень из ОАЭ, с которым я познакомилась уже после выхода из ислама. На момент принятия их было гораздо больше, как раз таки те новые знакомые из ОАЭ, но постепенно мы перестали общаться. Пока была мусульманкой, мое окружение только из них и состояло, но я прекратила общение, когда вышла из религии, потому что с ними мы не были друзьями: просто общались об исламе, иногда ходили вместе в мечеть. 

  • Рассуждения о религии


    Для меня сложнее всего вступить в религию: это как начать жизнь с чистого листа, забыв обо всем, что было до. По своему опыту скажу, что окружающих этот вопрос может волновать даже больше, чем тебя. Я довольно спокойно приняла перемены, хотя это просто мое обычное отношение: все переношу достаточно легко.


    При выходе из религии ты возвращаешься к своей привычной жизни, ничего нового, но здесь зависит от того, сколько в ней пробыть. Нужно пройти период адаптации, и ты уже такой же, как раньше.


    Для меня причастность к какой-либо религии не важна, потому что это никогда не вызывало особого интереса, как и сейчас. Я считаю, что можно жить и делать выбор, опираясь не на веру и высшие силы, а на себя. 


    Моя система ценностей никак не изменилась, и все взгляды остались такими же, как и были до ислама за исключением одного момента. Раньше я полностью отрицала идею Бога — знала об этом немного, только то, что Иисус таковым является. Но для меня было крайне нелогичным, что он имеет форму человека. Я немного пыталась разобраться в христианстве, но так ничего и не поняла из-за множества ответвлений и течений, а везде все пишут по-разному. Ислам дал мне идею того, что Бог — это не что-то в форме человека, а высший разум, который ты никак не можешь представить. Помню, как впервые загуглила изображение Аллаха и очень удивилась, что не нашла тех картинок, которые видишь при запросе Иисуса. 


    Само слово «Бог» мне не очень нравится, вероятно, из-за неправильного понимания концепции в обществе. Если говорить о том, что нас кто-то создал, то я бы предпочла выражаться «высший разум» или что-то неизведанное. Но идею религии я сейчас отрицаю также, как и до ислама: больше не верю, что кто-то создал нас и послал на землю, чтобы мы жили по каким-то правилам, которые он передал нам через книгу. Считаю, что если «Бог», кем бы он ни был, есть, то, скорее, никак не относится ни к одной из религий. Можно сказать, что теперь я агностик, ни в какую религию вступать не собираюсь, но жизнь покажет. Целенаправленно ничего не ищу и не изучаю, сейчас мне это неинтересно.

  • Вера — это про личный выбор, а не тюрьму


    Общество крайне неадекватно воспринимает таких людей, как я, и мне искренне непонятно почему. Порой чувство, что у людей нет личной жизни, или есть, но она их не удовлетворяет, и они лезут в чужую. Вероятно, их триггерит эта тема, потому что как так, ты же родилась там, значит, должна исповедовать то, что дали. Но разве вера — это не выбор? 


    С агрессией я сталкивалась в основном онлайн, потому что в комментариях было очень много христиан, которые негативно высказывались о моем выборе, пытаясь доказать, что их религия — это истина. Также были атеисты, которые надеялись убедить, что ничего из этого неправда. 


    Очень часто получала сообщения по поводу внешнего вида, что под хиджабом ношу бомбу и прочее. Мой блог сливали в несколько радикально настроенных групп, распространяли личные данные, вплоть до почты матери и моего адреса, хотели прийти и облить кислотой, чтобы, как они выражались, «эта тряпка навсегда приросла к ее лицу», писали в личку с угрозами. Я подавала заявление в полицию, ответ на которое пришел только через год: мне было отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием факта преступления.


    В реальной жизни от посторонних помню только косые взгляды в метро. Заметила немного пренебрежительное отношение: мне надо было спросить дорогу у людей, но они резко и агрессивно отвечали, проходя мимо. Не могу утверждать, что это было связано именно с внешним видом, но раньше такого со мной никогда не происходило. 


    Вся суть религии из-за этого теряется. Если предположить, что буддизм — это истина, а человек родился, например, в Египте, то все, он обречен на вечные страдания из-за неправильного места рождения. 

  • Члены каждой религии считают, что именно их вера — это истина, и поэтому их так триггерит, когда кто-то меняет свою. 

  • Для них это то же самое, если они встретят человека, который говорит, что земля плоская, хотя она круглая. Конечно, это их взбесит, и они начнут доказывать свою правоту, считая другого недалеким. Логика недовольства понятна, но почему существуют споры — нет. Они бессмысленны, но будут продолжаться, а кто-то просто пользуется этим для своей выгоды. Например, блогеры, которые провоцируют людей на комментарии. 

  • Религия, как и все остальное, должна быть личным делом каждого, но, конечно же, общество все равно будет вмешиваться. 

  • Даже если ты максимально тихо и никому не говоря, примешь какую-то веру, все равно найдутся люди, которые будут совать нос в твой вопрос и высказывать «очень нужное» мнение. И это относится не только к религии, а вообще ко всему. Многие могут тебя осудить за твой завтрак, что говорить о таком глобальном вопросе, как религия.


    Я бы изменила настолько радикальное мнение в обществе по отношению к вере и к людям, которые ее меняют. Слишком большое внимание к религиям в мире: ненужные конфликты, войны, притеснения, споры. Никто не знает, как оно на самом деле, есть только косвенные доказательства, которые больше похожи на предположения. Возможно, в каких-то моментах вера — это хорошо, для людей это ориентир, помогающий двигаться по жизни. Они могут опереться на что-то свыше и жить с мыслью, что есть кто-то, их оберегающий. Но он должен существовать за счет собственных чувств, мыслей и закона. Если ты не можешь выстроить для себя границы норм и морали без религии, то это странно, по моему мнению. 


    Совет, который бы я дала, не относиться ко всему радикально и делать постепенно. Не сжигать мосты, не обрывать контакты в секунду, а лучше обдумывать, что вы делаете. Хотя я сама обычно все решаю очень быстро и радикально, но лучше было бы подготовить к этому маму и друзей, а не вываливать это в один день. Но мне было все равно, что они подумают, как и сейчас. 

  • Это моя жизнь, мои решения и мои ошибки.

  • Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора (Прим.)

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум