Подпишитесь на рассылку
img

Поиск баланса между жизнью в мегаполисе и маленьком городе

Время чтения: 10 минут

Новости

  • В обществе давно укоренился устойчивый стереотип: провинциальные города и деревни — это унылый край тишины и застоя, в которых нет возможностей для роста и самореализации. Казалось бы, чтобы достигнуть успеха, молодежь вынуждена покинуть родные края и устремиться в многомиллионные мегаполисы — туда, где жизнь бурлит, а перспективы кажутся безграничными. Москва для многих по привычке олицетворяет этот путь к личному и профессиональному признанию.


    Но что, если настоящие возможности скрываются не среди небоскребов и выхлопных газов от машин, а рядом с природой? Интересно, что за последние годы все больше людей развеивают привычные мифы и выбирают жизнь вне мегаполисов. Согласно исследованию «Россельхозбанка», доля тех, кто осознанно переезжает в сельскую местность, уже стабильно составляет около 25% населения страны.


    Что же движет этими людьми и почему они решаются на переезд к более размеренной жизни? Как житель мегаполиса адаптируется к «тихой» жизни в маленьком городке?


    На эти вопросы «Газете» помогла ответить Дария Шармина — руководитель агрономического сектора Владимиро-Суздальского музея-заповедника и ландшафтный дизайнер. До этого она проработала четыре года в дизайнерском агентстве в Москве, а после переехала в Суздаль.

  • В Суздале появилось больше сил и возможностей для развития


    Я коренная москвичка. Всю жизнь мне казалось странным, что кто-то не мечтает жить в столице. Но два года назад, возможно, после карантина, вдруг появилось острое желание чаще уезжать подальше от города — хотя бы ненадолго, просто вырваться.


    В начале 2024 года, работая в брендинговом агентстве, я взяла удаленку и отправилась в Сибирь — на три месяца, на горнолыжный курорт Шерегеш. Вернувшись в Москву, почувствовала с ясностью: оставаться здесь я больше не хочу.


    Я люблю этот город, но тогда посмотрела на него другими глазами: красивая, но абсолютно несоразмерная человеку архитектура, бесконечная суета и вечная гонка — в метро, на улицах, даже в пробках. Шум, который раньше казался привычным, почти родным, теперь давил и раздражал.


    Я стала замечать угрюмые лица вокруг — в первую очередь в метро. Говорят, Москва — это не Россия. Тогда я поняла, что «Москва» — это, скорее, крохотный островок внутри Садового кольца, где действительно встречаются люди, выглядящие более спокойными и довольными.


    И, наконец, я осознала, что моя работа больше меня не зажигает. И тогда я просто взяла и уволилась. В никуда.


    Найти новую работу мне помогла мама — она основала ландшафтную компанию «Парковая реставрация», которая занимается сохранением культурного наследия и садово-паркового искусства. Как раз в тот момент, когда я уволилась, у нее завершался крупный проект — реставрация территории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Там возникли сложности с бригадирами и дедлайнами, и мама предложила мне съездить туда на месяц-полтора, чтобы проконтролировать ход работ. Я согласилась.


    Поначалу в непривычной обстановке было непросто, но достаточно быстро я втянулась. За это время познакомилась с дирекцией музея, который выступал заказчиком. Когда проект завершился, мне неожиданно предложили остаться — уже в штате музея. Так, Суздаль стал моим новым домом.


    Суздаль — это один из древнейших городов России, находящийся во Владимирской области, всего в 200 километрах от Москвы. Первые упоминания о нем датируются в летописях XI века — в 999 и 1024 годах. Сегодня Суздаль входит в состав Золотого кольца России и представляет собой настоящий живой музей. Население здесь немногочисленное — около 9 тысяч человек, в основном от 30 до 60 лет.

  • Адаптация к новой жизни


    Моя адаптация совпала с самым сложным периодом ландшафтного строительства. Я боялась допустить ошибки, ведь все казалось новым и непривычным. Позже выяснилось, что даже опытные специалисты ошибаются, и это нормально.


    Вначале мне не хватало привычного круга общения — я общалась в основном с рабочими на объекте. Не могу сказать, что это давалось тяжело, но такая коммуникация выматывала, поэтому я часто звала в гости друзей из других городов — чтобы почувствовать опору и уют.


    Еще я подружилась с московской съемочной группой, снимавшей документальный фильм о монастырских садах, которые мы воссоздали. Суздаль вообще часто притягивает интересных людей, поэтому новые знакомства возникают тут буквально на каждом шагу.


    Парадоксально, но ритм жизни стал активнее. Я больше не завишу от час пика и не устаю в пробках. Максимум по выходным бывают пробки из карет с лошадьми. Расстояния меньше, поэтому успевать можно больше. У меня несколько объектов в разных частях города, поэтому в течение дня я много перемещаюсь. Иногда кажется, что мой офис — это весь Суздаль.


    Здесь нет привычного московского досуга — тусовок и клубов, но, откровенно говоря, туда меня уже давно и не тянет. Зато появилось намного больше времени, которое я уделяю себе. Я хожу в спортзал, читаю, посещаю спа, прохожу обучение. Иногда выбираюсь во Владимир — это всего 30–40 минут пути. Периодически наведываюсь в Москву — там живут друзья и семья, да и текущие вопросы, вроде визитов к врачам или очных курсов обучений, тоже решаю в столице. В общем, многие бытовые вопросы решаются только там.

  • Внутреннего комфорта в маленьком городе стало больше

  • Была забавная история: я опубликовала рилс о своем переезде, и неожиданно этот ролик подхватили местные СМИ. Мне об этом сообщили коллеги, все — с одобрением. До этого момента мне казалось, что я все еще невидима, но тут остро ощутила разницу: в Москве можно раствориться в безликой толпе, а в маленьком городе по-настоящему ощущаешь себя частью сообщества, где все друг друга знают.

    img
  • Мифы о жизни в маленьких городах и деревнях


    Раньше мне казалось, что жизнь в небольшом городе — это про стагнацию, будто развиваться возможно только в столице. Вероятно, мой случай — исключение, но именно в Суздале у меня появилось больше энергии, возможностей для роста и реализации. Здесь кипит культурная жизнь, есть вся необходимая инфраструктура, и в целом уровень жизни практически не изменился.


    Есть еще устойчивый стереотип о деревенском алкоголизме. Признаться, эта проблема действительно существует и сильно мешает — хотя бы потому, что найти хороших и надежных работников в деревнях довольно сложно. Но далеко не все местные подвержены этому — если поискать, обязательно находятся ответственные, трудолюбивые и совершенно непьющие люди.


    В небольших городах люди заметно более спокойные и открытые, а общение складывается куда проще и естественнее. Нет флера натянутого нетворкинга. В Суздале население довольно разнородное: много модных приезжих, хватает и коренных жителей — и все совершенно разные. Правда, средний возраст моего круга общения заметно вырос: например, половине сотрудников моего отдела уже за пятьдесят.


    Кстати, руководство музея, где я работаю, пару лет назад сменилось и теперь почти целиком состоит из москвичей.


    Любопытно, что еще в 2018 году канадские ученые провели исследование и выяснили: жители малых городов чувствуют себя гораздо счастливее обитателей мегаполисов. Причину они видят в том, что бурный ритм больших городов и бесконечная гонка за доходом ведут к социальной изоляции и эмоциональной усталости.

  • Современный облик Суздаля


    В последние годы многие москвичи переезжают в Суздаль, покупая дома и открывая бизнес. Все ремонтируют за свой счет. Но и город делает немало: что-то реставрируется на бюджетные средства, а для чего-то привлекают инвесторов. Да и местные тоже, конечно, заинтересованы в благоустройстве города.


    Суздаль осовременился: новое руководство поощряет изменения, при этом понимая важность бережного отношения к историческому наследию. Звучит будто реклама, но это правда: город развивается, сохраняя свою уникальную идентичность.


    Этот опыт кажется мне очень показательным. Хотелось бы, чтобы малые города по всей России смелее принимали свою идентичность, не боялись изменений, учились органично адаптировать культурное наследие к современности и вовлекать сообщество в этот процесс.


    Тем более что 2018 года по всей России проходит национальная программа «Жилье и городская среда», которая направлена на повышение качества жизни. За время ее реализации преобразилось уже более 70 тысяч объектов городской инфраструктуры в 84 субъектах России. А на реставрацию исторических зданий с 2025 по 2030 год правительство планирует выделить порядка 51 миллиарда рублей.

    img
  • Олдскульные работники: особенности работы в Суздале


    Все мои сотрудники — олдскульные работники и садовники. Веселые, добрые, трудолюбивые люди, с которыми даже рабочие споры случаются без обид — это нормально, да и встречается повсеместно.


    Они довольно быстро приняли меня в свой круг, по крайней мере, надеюсь, мне не кажется. Скорее всего, потому, что я не боюсь сама взять в руки грабли, покопаться в земле и убрать мусор. А если одеваюсь в «московскую униформу», могут сделать комплимент наряду.


    Порой, конечно, возникает некоторое недоверие — но его не больше, чем в столице. Гораздо чаще критику получают мои руководители: иногда это уместно, но чаще все-таки надуманно.


    Я же здесь никого не учу, как правильно жить. Просто стараюсь, чтобы мои действия были максимально искренними и приносили пользу. Любые перемены мы внедряем аккуратно, стараясь не разрушать привычное, — поддерживая хрупкий баланс.

    img
  • Финансовый баланс и личные ценности


    По своим доходам я практически не отличаюсь от того, что получала в Москве. Иногда беру дополнительные заказы, плюс сдаю квартиру. Но и траты особо не уменьшились: цены в Суздале почти такие же, как в столице.


    Я никогда не гналась за материальными ценностями, но уверена, что важно сохранять баланс и между духовным, и между бытовым. Здесь мне стало спокойнее относиться к кризисным моментам.

  • Тренд на отдых в деревнях


    Мегаполисы всегда задают тренды, внедряют все новшества, которые со временем переходят в регионы. Современные подходы к благоустройству тоже хорошо бы внедрять даже в отдаленных местах.


    Есть знаменитая «теория разбитых окон»: если вокруг не будет разбитых окон, то бить стекла со временем перестанут. Ее суть в том, что окружение влияет на человека.


    Сейчас, на самом деле, реализуется много проектов в отдаленных городах. Например, озеро Серебры, центр Янаула, благоустройство исторического центра Череповца. Просто это происходит постепенно, с трудностями, но главное — появляются активные и неравнодушные люди, и вовсе не обязательно приезжие из Москвы.


    В итоге, на мой взгляд, подход к жизни у каждого свой. Кому-то комфортнее в ритме города, а кто-то ценит спокойствие деревни. Важно лишь честно ответить себе: где ты чувствуешь себя счастливым. Не стоит забывать, что и тренды цикличны: та же мода на отдых за городом существовала еще много лет назад, когда все мечтали о своих дачах.


    А усталость от городов есть и будет. Нам всем в какой-то мере не хватает природы. Именно поэтому озеленение городов имеет огромное значение не только для экологии, но и для душевного комфорта горожан.

  • Не думаю, что есть какое-то особое место, где проще «найти себя». Просто нужно не бояться искать, пробовать разные форматы жизни, слушая свои ощущения.

  • Возможно, я ошибаюсь, но у меня ощущение, что мегаполисам сейчас не хватает главного — спокойствия. Очень много тревоги и неудовлетворенности, которые витают в воздухе. Люди часто теряются в разнообразии возможностей, которые предлагает город, и в итоге не знают, за что хвататься, что для них по-настоящему важно.


    В интернете в последнее время завирусился новый тренд — «деревинг» и «избинг». Многие люди ностальгируют по детству в деревни у бабушки и хотят провести свой отпуск вдали от городской суеты. По результатам исследования «ЮMoney» и сервиса «Суточно.ру», за последнее время спрос на отдых в деревнях и маленьких городах вырос почти на 30%. 

  • Счастье любит тишину


    Сейчас мне проще жить в Суздале — здесь я чувствую себя свободнее и спокойнее. При этом не исключаю, что однажды захочу вернуться в Москву. Тем более расстояние между городами позволяет сочетать преимущества обеих сред. Просто в моей жизни изменилось их соотношение.


    Я замечаю, что люди часто боятся делать выбор, опасаясь необратимых перемен. Поэтому хочу сказать всем, кто колеблется и сомневается:


    Если вам хочется переехать — вовсе не обязательно все бросать и собирать чемоданы. К такому решению стоит подойти с умом, все спокойно продумать и организовать. Вместе с тем, нет смысла нагонять особой серьезности. Вернуться можно всегда. Зато если попробовать, то появится больше понимания, что подходит лично вам.

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум