С чего начать разговор с детьми
Первые вопросы начинают появляться в дошкольном возрасте: «Откуда берутся дети?», «Чем мальчики отличаются от девочек?», «Почему мальчики писают стоя, а девочки сидя?» и т. д. Родителей такие вопросы могут загнать в краску, а у кого-то задергается глаз. Но спешу вас успокоить: это абсолютно естественные и нормальные вопросы для детей этого возраста. Это просто проявление детского любопытства: для ребенка эти темы так же интересны, как динозавры или космос.
Очень многое зависит от реакции родителей. Главное — сохранять спокойствие. Если вы не можете ответить сразу, просто скажите: «Я сейчас не могу ответить на твой вопрос, давай вернемся к нему позже». Но не рассказывайте сказки про аистов и капусту — ребенок все равно узнает правду, и представьте его удивление!
Будьте честны с ребенком. Честность формирует доверительные отношения и помогает развиваться ребенку осознанно и безопасно.
Многие взрослые считают, что половое воспитание не нужно и якобы только развращает детей, но это миф. Если половое воспитание происходит поэтапно, в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка, и при этом выстроено на доверительном общении, оно не только не навредит, но и принесет пользу.
Часто родителей пугает сама идея полового воспитания, будто только начать — и придется сразу обсуждать деторождение. Но это вовсе не так. Начать можно с простых вещей, например, с личных границ, внедряя «Правило нижнего белья». Это правило создано для половой безопасности детей: «Твое тело принадлежит тебе. У тебя есть интимные части тела, которые прикрываются нижним бельем, купальниками, маечками, топами, шортами. Эти части тела неприкосновенны».
Далее можно изучить с ребенком, как устроено тело. Например: «Хочешь, расскажу, как называются части тела?» Да, изучать интимные части тела тоже нужно, причем начинать можно уже с 2–3 лет. Кто-то может спросить: «Зачем это нужно детям? Что плохого в слове “писька”?» В повседневной жизни вы можете использовать слово, но важно, чтобы ребенок также знал правильные названия половых органов.
Есть одна известная история, произошедшая с пятилетней девочкой в Канаде. Ее мама называла вульву «печенькой», и девочка не знала других названий. Однажды в детском саду она сказала воспитательнице: «Папа трогает мою печеньку». Воспитательница, не поняв, о чем идет речь, ответила: «Хорошие девочки должны делиться». Позже выяснилось, что отец насиловал ребенка на протяжении нескольких лет.
Эта история показывает, что половое воспитание — это, прежде всего, про безопасность. Оно учит ребенка правильно объяснять, если происходит что-то неправильное.
Используйте простые слова и примеры из повседневной жизни. Можно проигрывать с ребенком разные ситуации в игровой форме, например, с игрушками. Пусть одна игрушка попросит обнять, взять за руку или поиграть. Потом обсудите с ребенком, как он себя чувствует и как может выразить согласие или отказ.
Очень важно научить распознавать ситуации, когда кто-то нарушает его границы, даже если это взрослый человек. Позвольте ребенку тренироваться уверенно говорить: «Стоп, мне так не нравится!»
Хорошее упражнение, которое могу порекомендовать: нарисуйте или распечатайте фигурки мальчика и девочки. С помощью цветных карандашей обозначьте на теле персонажей зоны допустимых и недопустимых прикосновений. Красным цветом отметьте опасные и запрещенные зоны (такие части тела, как попа, грудь, половые органы, все, что под одеждой). Желтым обозначьте нежелательные зоны (живот, спина, лицо, шея). Зеленым — те прикосновения, которые являются допустимыми (рука, голова). Это упражнение поможет ребенку наглядно понять свои личные границы.