От блогов до экспедиций: почему важно говорить о природе с разной аудиторией
В последние годы я не занимаюсь организацией путешествий — нахожусь во Вьетнаме и погружен в науку, но продолжаю вести блог и читать лекции, и хотел бы вернуться к экспедициям с группами. Сейчас я чаще присоединяюсь к существующим проектам, но хочется развивать и авторские путешествия — за годы в тропиках найдено много интересных мест.
Я начинал с работы с детьми, и некоторые мои ученики теперь пишут, что хотят стать биологами, но взрослым тоже важно показывать, что поход в тропический лес или пещеру — это особый способ отдыха. Мне кажется, тропические регионы с их биоразнообразием при правильном подходе вполне могут развить интерес к природе у любого возраста.
Главное, что я стараюсь донести: природа не опасна. Многие до сих пор считают, что лес полон хищников и болезней и его лучше вырубить, но животные не хотят вам вреда, а «страшные» существа вроде змей и пауков при аккуратном близком знакомстве оказываются безобидными и очень интересными.
Удивляет меня то, что моя аудитория взрослеет: раньше я работал с детьми и студентами, а теперь блог читают и лекции посещают в основном взрослые. На встречах в Нячанге собиралось по 20–30 человек моего возраста и старше, и это неожиданно и ценно — казалось бы, я рассказываю о «детских» вещах, но они находят отклик у взрослых.
Роль соцсетей в популяризации науки не так однозначна. С одной стороны, это прекрасный инструмент: теперь любой ребенок из глубинки имеет доступ к знаниям о природе, которые раньше были представлены только в крупных городах с библиотеками и кружками юных натуралистов.
Но с другой стороны: появляется много плохих популяризаторов. Конечно, даже если они несут бред, но делают это увлекательно, это может заинтересовать, допустим, ребенка. Это важно, а разбираться в достоверности информации он будет потом, по мере развития своего интереса. Но ведь многие, а особенно взрослые, могут зафиксироваться и на дезинформации. Замечаю, что если блогер начинает с фраз «я биолог» или «я академический эколог» — это редко соответствует реальности, за исключением мастодонтов научпопа, ведущих в том числе и научную деятельность. Профессионалы обычно честно называют себя популязаторами или журналистами. Ну а в десятках блогов тех, кто называет себя «биологами», если копнуть глубже, можно найти множество неточностей, а иногда грубейших ошибок.
Локально популяризация естественных наук, в том числе и в формате блогов, помогает сохранить природу: в городах появляются сообщества, например, бердвотчеров и герперов — людей, которые наблюдают за птицами, лягушками и змеями, занимаются их поиском и фотографией. Это влияние западной культуры через соцсети на традиционное общество.
Но возьмем, например, вьетнамца на границе с Лаосом, который живет в маленькой коммуне, рубит лес под рис, а вечером играет в пасьянс на телефоне — ему не до моего блога, и природу он сохранять не будет. Для него определяющим будет то, сколько риса он сможет вырастить или сколько древесины вырубить, чтобы продать их в большие города.
Глобально ситуация иная: пока мы продолжаем безудержно потреблять ресурсы, которые добываются за счет уничтожения природы в странах третьего мира, спасти ее не удастся. Блоги и научпоп лекции не решат эту системную проблему.