Портрет покупателя: от мам до воришек
Как показывают исследования, наибольший пик активности покупателей в супермаркетах приходится на вечер в будние дни или на промежуток времени с 10:00 до 14:00 в выходные. При этом большинство выбирает онлайн-доставку вместо походов в физический магазин.
Настроение покупателей, да и сотрудников тоже, зависит от множества факторов: погоды, новостной повестки, акций в магазине, аромата свежей выпечки или даже встречи с любимым кассиром. В наших интересах сделать все возможное, чтобы гости улыбались чаще и делились этим настроением с близкими.
Хороших покупателей отличают аккуратность, экологичность, ответственность и вежливость. Такие люди иногда даже поправляют выкладку, возвращают товар на место, стараются использовать многоразовые сумки вместо пластиковых пакетов, а главное — всегда благодарят за помощь.
Но есть и другой типаж людей, которые оставляют скоропортящиеся продукты не в том отделе, нарушают упаковку и даже не сообщают об этом, а также игнорируют базовые правила морали и требования закона.
К сожалению, кражи в нашем деле случаются регулярно. Есть профессиональные воры, которые выносят крупные партии — дорогой алкоголь, бытовую химию, шоколад. А есть те, кто берет мелочи: ореховый батончик, банан, булочку с корицей. В таких случаях мы предлагаем оплатить товар или вызываем охрану.
В условиях ухудшения экономической ситуации воровство только набирает свои обороты. Чаще всего крадут дорогие и небольшие товары, которые можно легко спрятать в кармане или под курткой, например, сыр или алкоголь.
Иногда происходят и просто странные ситуации. Однажды покупатель прямо в торговом зале съел целый торт, а он был немаленький — почти один килограмм. Он взял одноразовую ложку и постепенно уплетал его, делая покупки. На кассе он выбросил пустую упаковку, расплатился за остальное и ушел. Формально это не воровство, но торт остался неоплаченным — покупатель просто унес его в себе.
Открою вам тайну: сотрудник магазина — это и друг, и помощник, и личный коуч, и советчик, и даже психотерапевт. В нашей работе очень много общения, которое происходит на каждом этапе покупки: от выбора товара до его оплаты на кассе, а иногда и за пределами магазина. Важно сохранять баланс между работой и личной жизнью, поэтому выходные обязательны. Я работаю в графике два через два, но иногда могу выходить на ночные или дополнительные смены.
Запоминающихся покупателей очень много, потому что каждый из них — индивидуальная и яркая личность. Я помню несколько десятков своих покупателей по именам, которые с большим удовольствием приходили в наш магазин, совершали покупки и общались. Многие наши постоянные гости со временем стали друзьями. Они обращаются на «ты», рассказывают забавные истории, делятся новостями и просто дарят улыбки. В такие моменты особенно остро чувствуешь, что работаешь не зря.
Можно выделить целую «семью» постоянных гостей:
– Мамы (35–45 лет) — обычно работают бухгалтерами, продавцами или воспитателями. Отвечают за семейные покупки, ищут выгодные предложения и следят за качеством.
– Папы (35–45 лет) — часто водители или рабочие. Забегают в магазин по пути с работы и ценят быстроту обслуживания.
– Дети (7–12 лет) — постоянно просят сладости, соки и снеки.
– Бабушки и дедушки (60+) — покупают продукты первой необходимости небольшими порциями и всегда обращают внимание на цены.
Конечно, бывают уставшие и раздраженные люди. Но даже таких гостей можно расположить к себе. Чаще всего мы сталкиваемся с ситуациями разногласий на кассе, например, несоответствием цены на товар, но такое решается за секунды.