Подпишитесь на рассылку
img

Жизнь в «долгу» у организма. Почему выгорание стало символом нашего времени

img

Партнерский материал Газета Х GOOD POINT

Время чтения: 10 минут

Новости

  • Последние годы нам все чаще приходится слышать о выгорании — сначала на работе, потом и в общении с друзьями. Масштабы этой проблемы уже сложно отрицать: почти половина работающих россиян когда-либо сталкивались с профессиональным выгоранием, а 15% испытывают его в настоящее время. Современный ритм, постоянный стресс, отсутствие четких границ между работой и личной жизнью лишь усугубляют ситуацию.


    Может ли любимое дело стать причиной апатии? Почему выгорают лучшие сотрудники, и как себя уберечь/помочь, если уже чувствуешь себя «на нуле»? 


    Разобраться в этих и других вопросах нам помогли Вера Якупова — кандидат психологических наук, преподаватель МГУ, практикующий психотерапевт и основательница центра Good Point, а также Анна Суарез — кандидат наук и психолог этого центра.

  • «Возвращаться из выгорания непросто и потребуется время»


    Вера Якупова: Если обще говорить о выгорании, то это дисбаланс между расходами и поступлениями. То есть человек долгое время тратит гораздо больше сил, чем получает, и у него нет возможности восстановиться. Представьте себе банковский счет: если вы давно тратите больше, чем зарабатываете, появляется минус, «долг». То же происходит с энергией: возможности для отдыха снижаются. Можно взять выходные, полежать на диване — но этого уже недостаточно, чтобы закрыть этот затянувшийся долг. Поэтому так важно не доводить себя до грани — возвращаться оттуда непросто и требуется время.


    Больше всего выгоранию подвержены те профессии, которые предполагают неконтролируемый стресс и интенсивное общение с людьми. Чаще всего это люди, помогающие другим, часто оказывающиеся в ситуации высокой ответственности, но при этом имеющие мало полномочий, например, преподаватели, врачи, психологи, соцработники. Здесь всегда много ответственности и эмоций, но при этом не всегда есть право влиять на результат, а отдых часто кажется роскошью. Добавьте к этому постоянную критику (иногда — даже от самого себя), бесконечную рутину и неопределенность. Рекрутер, который снова и снова ищет персонал в нескончаемом процессе, или психолог, который работает с тяжелыми историями и не всегда видит результат своих усилий, — все мы знакомы с этим состоянием.


    Я, как практикующий психолог, знаю по себе: постоянный контакт с эмоциями других требует ресурса. Когда результаты кажутся неочевидными, а возможности отдохнуть для себя все меньше, риск выгорания становится очень реальным. Поэтому для нас особенно важен равномерный график, отдых и возможность перерабатывать тяжелые эмоции. Мы будем обсуждать эти вопросы и на конференции «Точка опоры для психологов», которую проводит этим летом наш центр.


    Анна Суарез: Согласна с коллегой, наша работа требует максимальной вовлеченности — и во время сессий с клиентами, и между ними. Нам важно удерживать в памяти множество деталей и при этом сохранять индивидуальный контакт с каждым человеком. Часто меня спрашивают, как удается не носить на себе все эти истории. К счастью, психологов обучают важному навыку — умению переключаться из профессиональной роли в личную. 


    Кроме того, как специалист с частной практикой, я обладаю привилегией — могу самостоятельно строить свое расписание. Как только замечаю первые признаки выгорания — например, радуюсь отменам сессий, чувствую снижение вовлеченности, начинаю отвлекаться или что-то забывать — стараюсь прислушиваться к этим сигналам и, по возможности, уменьшаю рабочие часы. Конечно, не во всех профессиях это возможно, но если такая возможность есть — стоит ей пользоваться. 

  • Почему отпуск может не спасти от выгорания


    Анна Суарез: Первое и, пожалуй, самое важное — это насколько по-настоящему мы отключаемся от рабочих задач. Если в отпуске мы проверяем рабочую почту, чаты или говорим коллегам: «если что — я на связи», мозг не перестает быть начеку. Никакой перезагрузки не получится, даже если отдых длится две недели. При выгорании помогает только полное переключение с работы на другие, не менее — а возможно, и более — значимые для человека сферы жизни. Это может быть семья, хобби, друзья, забота о животных, путешествия и все то, что приносит эмоциональную насыщенность.


    Второе: сколько длится сам отпуск. Согласно исследованиям, ощутимый эффект от отпуска наступает не раньше чем через восемь дней после его начала. Также данные показывают, что большее количество отпускных дней может усиливать положительное влияние. Оптимальной продолжительностью считаются две недели, чтобы мозг смог по-настоящему перезарядиться.


    Но есть и третья, не всегда приятная истина: отпуск — это временная передышка. Если человек возвращается в ту же среду, которая и довела до выгорания, эффект от отдыха будет недолгим. Истощение вернется быстрее, чем в прошлый раз, потому что внешние факторы имеют накопительный характер — и отпуск не устраняет их сам по себе.


    Бывает и так, что это может происходить из-за переоценки жизни, после отключения от рабочих задач. В идеале, именно этому и должен способствовать отпуск. Одна из задач отдыха — понять, почему наступило выгорание и что можно изменить, чтобы предотвратить его в будущем.


    Иногда такой переоценкой становится решение сменить сферу деятельности. Например, человек может осознать, что ему не подходит определенный тип задач или формат работы. Может оказаться, что его изнуряют поездки в офис — тогда имеет смысл договориться о частичной удаленке. Или человек может почувствовать, что устает от менеджерской роли и хочет перейти к более исполнительной, или наоборот — стремится к большей ответственности и самостоятельности.

    img
  • Бывает ли выгорание в родительстве


    Вера Якупова: Если говорить о родительстве, то это, пожалуй, самая сложная работа — и она тоже очень подвержена выгоранию. Ведь с этой «должности» нельзя уволиться, взять больничный или просто отдохнуть. Ответственность у родителей огромная: дети — это самое ценное, что у нас есть, при этом полномочия родителей зачастую довольно ограничены. Дополнительно к этому есть неконтролируемый стресс: это работа 24/7, лишенная общественного признания и поощрения. Более того, родительство часто обесценивается, вызывает даже раздражение или критику со стороны окружающих. Поэтому быть родителем сегодня действительно сложно.


    Чтобы избежать выгорания, нужен регулярный и полноценный отдых — это главный принцип. Сам по себе даже сильный стресс не так страшен для организма: мы к нему приспособлены, это нормальная реакция. Сложности начинаются тогда, когда нет возможности восстановиться. Что-то случилось — мы собрались с силами, решили проблему, обеспечили безопасность, — а дальше должно быть время на передышку, чтобы пополнить запас сил. Если этого не происходит, постепенно накапливаются «долги» перед собой и своим организмом. Родителям получить восстановление непросто, но если есть «вторые» или «третьи руки» — взрослые, которые готовы помочь, — этим обязательно нужно пользоваться. 

  • Необходимо позволять себе отдыхать от ребенка и давать ребенку иногда отдыхать от родителей.

  • Современная нуклеарная семья, где есть только мама, папа и дети, как раз усиливает риск выгорания, а не снижает его. Очень важно снижать завышенные и зачастую нереалистичные требования к родителям, которые сейчас очень распространены. Нужно позволять себе больше расслабленности, вовлекать ребенка в обычную повседневную жизнь. Быть рядом с ребенком, а не превращаться в «аниматора» или «учителя», который круглосуточно старается отработать «часы бодрствования». Оставайтесь живым человеком и родителем, встраивайте в совместную жизнь свои любимые дела, делайте вместе то, что радует, — не только то, что считается полезным или «развивающим» согласно принципам интенсивного родительства.

  • Почему выгорание бывает заразным


    Анна Суарез: Конечно, выгорание — не простуда, им нельзя заразиться в прямом смысле. Но важно понимать, что оно возникает под воздействием двух групп факторов. 


    Внутренние — это наши убеждения: «Я всегда должна все успевать», «Я обязана справляться со всеми задачами сама», «Я не имею права просить о помощи» и другие. Это установки, с которыми человек живет и работает. С ними лучше всего справляются психотерапия, самопомощь или, в некоторых случаях саморефлексия. Но если человек уже оказался в состоянии выгорания, оптимально все же обратиться за профессиональной поддержкой. Эта часть пути требует внутренней работы.


    Но есть и внешние факторы — например, как устроено взаимодействие в компании: поощряется ли сотрудничество, поддерживают ли коллеги друг друга, принято ли помогать, как реагируют на невыполненные задачи, насколько велико давление со стороны руководства и так далее. Именно внешние условия задают эмоциональную атмосферу в коллективе.


    Чем выше это внешнее давление, тем меньше значения приобретают личные особенности сотрудника — тревожность, перфекционизм и тому подобное. Внешние факторы способны спровоцировать выгорание у всей команды. В таких ситуациях ключевым шагом становится разговор с руководством и изменение корпоративной структуры или внутренних правил. 


    Также здесь огромную роль играет поддержка, которая может стать профилактикой выгорания. Если есть возможность получить поддержку в семье, выговориться, разделить тревоги и чувства, связанные с работой, — это снижает риск выгорания. 

  • Может ли скроллинг ленты привести к выгоранию


    Анна Суарез: Особенность постоянного скроллинга и переключения в том, что это кажется почти незаметным: здесь немного посмотрел, там чуть-чуть почитал — каждое действие по отдельности не вызывает усталости. Но в сумме они действительно приводят к истощению и выгоранию.


    Наш мозг, вопреки расхожему мнению, не так уж хорош в многозадачности. Он может фокусироваться только на одной задаче в конкретный момент. Иллюзия «многозадачности» возникает лишь потому, что мозг очень быстро переключается между задачами — а это требует много энергии.


    Чем чаще происходит такое «переключение», тем больше ресурсов тратится именно на этот процесс, а не на само выполнение задач. Запас сил при этом ограничен. Переутомление обычно заметить проще — его проявления довольно явные. А вот скроллинг и постоянное переключение между окнами изматывают постепенно и незаметно, но последствия могут быть такими же серьезными.

    img
  • Что делать, если уволиться нельзя


    Анна Суарез: Если есть обязательства по ипотеке — и уволиться с работы, где и произошло выгорание, невозможно, или есть семейные обстоятельства — это действительно сложная ситуация. Это как заболеть, но все равно продолжать платить ипотеку. Иногда, если речь об обычных болезнях, можно оформить страховку, но с выгоранием все гораздо сложнее: взять длительный больничный или уволиться бывает просто невозможно.


    В таких случаях важно сосредотачиваться на зонах, где хоть какая-то степень контроля и возможности изменений все же есть. В первую очередь стоит обратить внимание на удовлетворение базовых потребностей — сна и питания. Большинство исследований показывают, что недостаток или нарушение сна не только является симптомом выгорания, но и его причиной, а также фактором, который его может существенно усугубить. Нормализация режима сна и отдыха может дать ощутимый эффект.


    То же самое касается и питания. Исследования подтверждают, что такие элементы, как магний, омега-3, витамины группы B (особенно B12), поддерживают работу нервной системы. Поскольку выгорание — это, по сути, истощение нервной системы, ее необходимо поддерживать с помощью продуктов или добавок.


    Также важно просить помощи. Если есть возможность делегировать часть задач на работе или договориться об увеличении сроков выполнения — имеет смысл этим воспользоваться. Если же такой возможности нет, стоит подумать, можно ли уменьшить степень своей вовлеченности или ослабить те внутренние установки, которые могли привести к выгоранию.


    Например, если человек живет с установкой «я не имею права на ошибку», из-за чего много раз перепроверяет письма или документы, — это поведение напрямую ведет к выгоранию. В этом случае можно позволить себе не следовать этому правилу и посмотреть, действительно ли это приведет к серьезным последствиям, или наоборот — окажется тем шагом, который заметно облегчит жизнь.

  • Выгорание — это символ нашего времени


    Анна Суарез: Соцсети, к сожалению, усиливают выгорание, потому что мы постоянно видим «идеальные» образы людей, которые якобы всегда со всем справляются, хотя на самом деле это не так.


    Внешние факторы тоже влияют: чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно успевать больше, и со стороны это ощущается как сильное давление. Чтобы справляться с этим, важно осознавать, что происходит, признавать: выгорания сейчас много, и что оно серьезно влияет как на индивидуальный уровень — физическое и эмоциональное здоровье, качество отношений, так и на общество в целом. Во многих странах выгорание становится одной из главных причин больничных, что обходится дорого компаниям и государству.

  • Я верю, что вместе мы можем изменить эту ситуацию.


  • Если вы чувствуете, что находитесь на грани выгорания, или просто хотите научиться лучше справляться со стрессом — не откладывайте заботу о себе. В Good Point вы найдете профессиональных психологов, которые помогут безопасно обсудить любую тему и найти решение вашей проблемы. Все специалисты проходят строгий отбор, а современные форматы онлайн-консультаций делают помощь действительно доступной и комфортной.


    Иногда для поддержки и новых решений достаточно одного разговора — попробуйте выбрать «своего» психолога и дайте себе шанс на баланс и внутреннее спокойствие. Забота о себе — это не роскошь, а важная инвестиция в ваше благополучие.

  • Реклама ИП Якупова Вера Анатольевна ИНН: 772608271675 erid: 2VfnxweSfLc

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум