Подготовка собак для поисково-спасательной службы — это тщательный процесс, начинающийся с отбора подходящих животных. Обычно выбирают породы с развитым обонянием и устойчивой психикой, такие как лабрадоры и немецкие овчарки, в возрасте от года. Сначала собаки проходят общий курс дрессировки, осваивая базовые команды и развивая дисциплину. Затем начинается специальная подготовка: животных учат искать людей по запаху в сложных условиях — в лесу, под завалами или в снегу. Они тренируются преодолевать препятствия, работать в шуме и стрессе. Завершается процесс аттестацией, где собака и кинолог доказывают готовность к реальным спасательным задачам.
Всемирное общество защиты животных поддерживает программы, связанные с использованием собак в спасательных операциях, а также их защиту и обучение в странах с ограниченными ресурсами. Международная организация спасательных собак координирует работу кинологических служб в более чем 40 странах, включая Германию, Швейцарию, США и другие. По оценкам, тысячи собак по всему миру сертифицированы для поисково-спасательных операций. В 2019 году организация сообщила о сертификации около 500 кинологических расчетов (собака + кинолог) для работы в чрезвычайных ситуациях, таких как землетрясения или лавины.
Мы пообщались с профессиональным кинологом Екатериной, которая рассказала, как собак готовят к службе в МЧС:
«Согласно основным регламентирующим документам, в одиннадцать месяцев собака может выйти на свою первую аттестацию. Если собака действительно по своим качествам подходит к службе, и если заниматься регулярно и грамотно, то к году вполне можно обучить собаку поиску людей. Важно отметить, что годовалая собака похожа на студента, который только выпустился: он вроде бы и специалист, но ему все равно приходится нарабатывать настоящий рабочий опыт. Так что только к двум годам собака становится более серьезной и опытной, а занятия нужно продолжать на регулярной основе».
Методик обучения поиску пропавших людей для таких собак, по словам Екатерины, очень много. Но есть одна общая схема, которая часто применяется:
«Это схема, при которой посторонние люди играют с собакой, кормят ее, а потом вдруг убегают и прячутся, а собака хочет продолжения игры и бежит за ними, чтобы пообщаться. Это помогает привить желание искать. Также в дневную программу входит обязательно физическая активность, ведь собака-спасатель должна быть выносливой. Факторов, влияющих на успешные результаты в тренировках очень много: от погодных условий до состояния самой собаки и настроения кинолога.
Кроме того, обязательно используется симуляция поисков и катастроф для того, чтобы собака понимала, где ей предстоит работать. Мы тренируемся в лесу, постоянно выезжаем в районы с разными ландшафтами, растительностью, животными, чтобы для собаки не было удивлением, когда она впервые в жизни увидит ежа. То же самое с техногенными завалами: мы обязательно используем какие-то разрушенные здания для того, чтобы собака работала в условиях, приближенных к реальным. Каких-то четко прописанных психологических тестов для собак не проводится, но, естественно, ведется отбор: собака должна быть физически готова и иметь крепкую нервную систему, интересоваться работой с человеком. Чаще всего используются собаки служебных пород, такие как овчарки, бордер-колли, лабрадоры, ретриверы, иногда используют спаниелей. Спасателем может быть и дворняга, если она соответствует всем критериям».
Одно из важных направлений в кинологии — обучение собак для помощи людям с нарушением зрения. По данным Международной федерации собак-поводырей, сегодня в мире насчитывается от 20 до 30 тыс. таких животных.
Наиболее подходящими породами считаются лабрадоры-ретриверы и золотистые ретриверы, которые составляют около 80% собак-поводырей благодаря их уму, доброжелательности и обучаемости. Мы пообщались с незрячей женщиной Оксаной, и она поделилась историей своего лабрадора Кайи, благодаря которой ее жизнь заиграла новыми красками:
«Мы с Кайей вместе уже 8 лет. До нее я никогда не думала, что у меня будет собака-проводник, и я ничего не знала о собаках в принципе: в детстве меня одна покусала, и остался страх. Первая встреча с Кайей прошла не гладко: она меня облаяла, но потом мы друг к другу привыкли, и моя жизнь изменилась к лучшему».