Несмотря на то что, казалось бы, и власти за уборку, и само общество ее поощряет, у многих остается боязнь грязи или мизофобия. Но так ли она беспочвенна? Национальный санитарный фонд США в 2011 году выяснил, что на многих поверхностях в доме живет огромное количество вредоносных бактерий. Больше всего их было обнаружено на кухне. Самая распространенная из них — кишечная палочка, ей заражены: 75% губок, 45% раковин, 30% кухонных столешниц и другие предметы. Это связано с теплой и влажной средой в помещениях, а также остатками пищи, что создает благоприятные условия для размножения загрязнений. Однако не стоит подвергаться панике, так как эту проблему можно решить с помощью уборки и замены части вещей.
Кроме того, боязнь микробов и избегание грязи вредно для здоровья. Ученые из Массачусетского технологического института и Гарвардского университета провели исследование, которое показало, что недостаточный контакт детей с микробами окружающей среды может привести к развитию аллергических и аутоиммунных заболеваний. Это связано с гипотезой гигиены, согласно которой чрезмерная стерильность снижает естественное развитие иммунитета, делая организм более уязвимым.
Таким образом, становится понятнее, что вылизанная чистота скорее вредит и психологическому, и физическому состоянию человека. Несмотря на это, в обществе все сильнее формируется культ уборки и наведения порядка. В социальных сетях постоянно мелькает реклама моющих средств, отбеливателей и волшебных швабр, которые должны сделать квартиру еще чище. Это способствует тому, что люди, веря блогерам, покупают все больше различных вещей для уборки.
Хорошо виден подобный рост по статистике продаж бытовой химии. По данным сайта Statista, рост продаж подобных вещей в России только увеличивается, а выручка на рынке достигла 758,23 млн долларов США. Это подтверждает и отчет сервиса Moneyplace, который показал, что средний чек на средства для уборки на маркетплейсах вырос: на Wildberries — на 27%, а на Ozon — на 19%. В других магазинах также виден подъем интереса к чистоте. Например, в Fix Price за март 2025 года выросли продажи средств для мытья стекол — на 49% и товаров для чистки труб — на 29%. А на «Авито» частым запросом стала генеральная уборка, с прошлого года спрос увеличился на 28%.
По этим данным видно, что своеобразный «тренд» на чистоту есть, и продажи дальше будут только расти.