Подпишитесь на рассылку
img

5 главных фильмов с фестиваля актуального российского кино «Маяк»

Время чтения: 7 минут

Новости

  • В Геленджике подвели итоги фестиваля актуального российского кино «Маяк». Появившись в 2023 году в довольно турбулентные времена, когда после закрытия «Кинотавра» кинофестивали множились как грибы после дождя и стремились занять нишу главного российского кинофестиваля, «Маяк» впечатлил всех своей организацией, программой и высокими эстетическими стандартами, которым следует уже третий год.


    И это неудивительно: за организацию отвечает фонд поддержки российского авторского кинематографа «Кинопрайм» Романа Абрамовича. За короткий срок фестиваль стал главным российским смотром авторского кино, а его программа состоит из картин, которые кинематографическая общественность еще месяцами обсуждает после окончания показа.


    Кинокритик Юлия Шампорова приглашает читателей «Газеты» отправиться вместе с ней, подобно героям романа Вирджинии Вулф, на «Маяк» и познакомиться с пятью главными фильмами фестиваля, которые вскоре появятся в прокате.

  • «Лермонтов», режиссер Бакур Бакурадзе


    Фильмы режиссера Бакура Бакурадзе участвуют в киносмотре уже второй год подряд. В 2024 году картина режиссера «Снег в моем дворе» завершала внеконкурсную программу «Маяка», незадолго до этого завоевав приз за лучшую режиссуру на 26-м международном кинофестивале в Шанхае. В 2025 году его новая картина «Лермонтов» была представлена как фильм открытия фестиваля, куда режиссера также пригласили в качестве председателя жюри программы полного метра. 


    В этих двух работах есть много общего: знакомый авторский почерк, принадлежность к поэтическому кино. Однако если «Снег в моем дворе», так перекликающийся с картиной Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд», — это история, созданная на бытовом материале современности, то «Лермонтов» — поэтическая трагедия, образное размышление о неизбежности, роке и о том, как принятое в одночасье решение может предопределить всю оставшуюся жизнь или лишить ее.


    Авторы фильма посвящают его исследованию последних дней Михаила Юрьевича Лермонтова. Однако сюжетная канва в поэтическом кино — лишь рамка, которая позволяет художнику создавать тонкие миры, основанные на впечатляющих, масштабных, патетических кадрах южной природы, на фоне которой человек и все его проблемы смотрятся совсем незначительными. Обратить внимание следует и на филигранную работу со звуком, где шумы порой имеют большее значение, чем человеческая речь, и на длинные планы-панорамы, вдохновляющие зрителя задуматься о вечном. 

  • img
  • Антагонисты истории, Лермонтов и его будущий убийца Николай Мартынов, кажется, с самого начала чувствуют свою обреченность. Первый подозревает о приближении раннего и трагического ухода, второй — о жизни, наполненной сожалениями и угрызениями совести, но ни тот ни другой герой не способны переступить через свою гордость и пожать друг другу руки. 


    Поэт здесь предстает перед нами как психологически травмированный, озлобленный на весь мир человек, который не находит себе покоя из-за несчастной любви. Необычен выбор актера на главную роль: Лермонтова играет стендап-комик Илья Озолин, амплуа которого очень далеко от героического, что еще раз подчеркивает: режиссер препарирует внутренний мир гениального и сложного человека, а не канонизирует классика. 


    Хотя фильм посвящен Лермонтову, в той же степени это и рассказ о Николае Мартынове, человеке, убившем поэта на дуэли и раскаявшемся в содеянном всю жизнь. По преданию, Мартынов просил не ставить памятник на своей могиле, чтобы никто не знал, где покоится человек, погубивший русского гения. И здесь невозможно не отметить выдающуюся игру актера Евгения Романцова, который очень тонко передает предчувствие трагедии всей последующей жизни своего героя. Эта актерская работа, несомненно, одно из главных достоинств фильма, который задал очень высокую планку всему фестивалю.


    Фильм «Лермонтов» доступен в прокате с 16 октября.

  • «Новая волна», режиссер Ричард Линклейтер


    Несмотря на то что «Маяк» — это фестиваль российского кино, хорошей традицией здесь стало проводить премьеру одного фильма прямиком из программы Каннского фестиваля. В прошлом году на «Маяке» впервые показали «Анору» Шона Бейкера, фильм победителя Канн и лауреата «Оскара», который представил снимавшийся в ней Юра Борисов. В этом году в рамках спецпоказа «Маяк» продемонстрировал другую каннскую новинку, картину Ричарда Линклейтера «Новая волна», которая органично вписалась в общий дух фестиваля, перекликаясь и с черно-белым фильмом основной программы «Картины дружеских связей» Сони Райзман о жизни друзей-актеров, и со спецпоказом картины Михаила Калатозова «Летят журавли».


    Жан-Люк Годар — французский кинорежиссер и кинокритик, лауреат Венеции, Канн, Берлина, премий «Сезар» и «Оскар», стоявший у истоков французской «Новой волны» в кинематографе. Его фильмы «Мужское-женское», «На последнем дыхании», «Банда аутсайдеров», «Маленький солдат», «Жить своей жизнью», снятые в 1960-е годы и ставшие радикальными для своего времени, оказали ключевое влияние на мировое киноискусство. После смерти классика в сентябре 2022 года американский режиссер Ричард Линклейтер объявил, что хочет снять первый в своей карьере фильм на французском языке, посвященный «Новой волне», который расскажет о становлении режиссера Жана-Люка Годара.

  • img
  • Действие картины, получившей номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля в этом году, происходит в Париже 1959 года. Молодой кинокритик, сотрудник издания Cahiers du Cinema Жан-Люк Годар страдает от зависти и нереализованности, ведь его коллеги, кинокритики, уже вовсю снимают свое кино: Франсуа Трюффо триумфально приезжает в Канны с картиной «400 ударов», Клод Шаброль уже снял два фильма, в том числе «Красавчик Серж», ставший одним из манифестов «Новой волны». И только Годар, сняв пару коротких метров, все еще примеряется к большому кино. 


    Наконец, он решает снять историю по мотивам криминальной хроники, договаривается с продюсером де Борегаром о финансировании и приглашает своего друга Жан-Поля Бельмондо на роль жулика, а американскую звезду Джин Сиберг на роль его подружки.


    Линклейтер снимает черно-белое изображение с соотношением 4/3, чтобы максимально приблизиться к своим героям не только по истории, но и по визуальной составляющей. Однако фильм про революционера от кино, Жана-Люка Годара, режиссер снимает довольно традиционными кинометодами, не давая себе возможности поэкспериментировать, в отличие от своего героя. Получилась насыщенная эмоциональная картина о творчестве и любви к кино.


    Картину можно будет увидеть в российском прокате с 6 ноября.

  • «Здесь был Юра», режиссер Сергей Малкин


    Картина «Здесь был Юра» режиссера-дебютанта, ученика режиссерского курса Алексея Попогребского в Московской школе кино, Сергея Малкина завоевала Гран-при фестиваля «Маяк», а также приз за лучшую мужскую роль. Это история про двух 30-летних друзей-музыкантов Олега и Серегу, которые живут по соседству в коммунальной квартире, играют в небольшой и никому не известной музыкальной группе и мечтают прославиться. В разгар подготовки к концерту на них как снег на голову сваливается дядя Олега, 50-летний Юра с ментальными особенностями в исполнении Константина Хабенского, которого молодые люди не могут оставить ни на минуту.

  • img
  • «История основана на реальных событиях, которые случились со мной и моими друзьями несколько лет назад. Я уже тогда понимал: то, что с нами происходит, похоже на кино, но в моменте сложно это отрефлексировать, только спустя время. Получился фильм про наши переживания и возраст. Пусть это прозвучит пафосно, но этот фильм — наш голос», — говорит режиссер.


    Малкин создает очень человечную историю, по духу вполне соответствующую таким картинам, как «Человек дождя» Барри Левинсона, «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, «1+1» Оливье Накаша и Эрика Толедано. Это фильм-взросление довольно инфантильных 30-летних героев, которые, сталкиваясь с особенным человеком в своей жизни, взрослеют, учатся брать ответственность и любить.


    В прокат фильм выйдет 5 февраля 2026 года.

  • «На выброс», режиссер Константин Бронзит


    Впервые в основной программе «Маяка» был представлен анимационный фильм Константина Бронзита, номинанта на французскую премию «Сезар» и двукратного номинанта на премию Американской киноакадемии «Оскар». На мировых киносмотрах, например, в Каннах, есть такая практика, когда анимационные фильмы включают в основной конкурс, и они соревнуются за награды с игровыми картинами. Так, мультфильм «Шрек» Эндрю Адамсона и Вики Дженсон был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 2001 году. Однако не всегда просто оценивать игровое и анимационное кино вместе, особенно в номинациях «лучшая мужская» и «лучшая женская» роль, а ведь жюри «Маяка» совершенно серьезно сравнивало нарисованных героев Бронзита с реальными персонажами. Фильм не получил наград, но был очень тепло принят фестивальной аудиторией.

  • img
  • «На выброс»история о мусоре: старом галстуке, дырявом ботинке, разбитой вазе, вышедшем из употребления телефоне, катушке с нитками, баллончике-освежителе воздуха. Вся эта веселая компания собирается для того, чтобы найти «мусорный рай», про который им рассказал залетный проповедник, мусорный пакет. Эта абсурдно смешная, на первый взгляд, история, включает в себя и религиозную проблематику, и притчу, и экологическую повестку, связанную с переработкой мусора. Получилось очень сложное философское произведение в анимационной форме, которое можно посмотреть и в семейном кругу с детьми, и самостоятельно.

     

    «Будучи стопроцентным агностиком и совершенно невоцерковленным человеком, я вдруг почувствовал в этой истории определенную религиозность, которая и стала для меня камертоном в работе над фильмом. Путь, который проделывают наши герои, является своеобразным восхождением на небо. Все, что кажется им падением в бездну, на поверку оказывается их возвышением. Вечная внутренняя борьба — как обрести крылья, если ты падаешь», — говорит Константин Бронзит.


    «На выброс» выйдет в прокат 20 ноября.

  • «Маяк», режиссер Иля Малахова


    Еще одним новшеством в программе фестиваля авторского кино стал внеконкурсный показ сериала. Проект Okko «Маяк» Или Малаховой покорил киносмотр не только своим названием, но и высоким художественным уровнем, который позволил достойно встать в один ряд с авторскими картинами, и проблематикой — семейная тема стала основной в программе фестиваля этого года.


    Сериал «Маяк» от продюсерской компании «Среда», которая в индустрии известна своими яркими и жесткими по тематике проектами («Аутсорс», «Лихие», «Трасса»), рассказывает о семье, родителях в исполнении Юлии Снигирь и Сергея Гилева, и их детях, одиннадцатикласснике Егоре и его пятилетнем брате, больном ДЦП. Родители с утра до вечера пропадают на работе, мать — фельдшером на скорой, отец — в полиции. Егор, совмещая учебу в школе, занятия по боксу и дружбу с девочкой, как может заботится о брате: кормит, гуляет, играет. Но в семье происходит беда, и родные люди перестают чувствовать себя таковыми.

  • img
  • «Для меня “Маяк” — это огромное количество напряженной творческой работы. Съемки проходили в Карелии, красивейшем месте планеты, с классными людьми вокруг: съемочной группой, актерами, местными жителями. Рада с ними работать и общаться. Показ “Маяка” на “Маяке” — это встреча с друзьями. Мне очень важно и интересно, как сериал посмотрят, что в нем увидят, узнают ли в нем меня», — говорит режиссер Иля Малахова.


    Сериал «Маяк» будет доступен на онлайн-платформе Okko, дата выхода пока неизвестна.

Еще статьи на эту тему

Подпишись на рассылку, чтобы узнавать о новых статьях первым

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум