Подпишитесь на рассылку
img

Почему горожане массово возвращаются к традициям

img

Партнерский материал Газета Х Жар-птица

Время чтения: 15 минут

Новости

  • В последние годы баня снова врывается в топ вариантов для восстановительного отдыха, оттесняя тайские массажи. Это уже не просто способ помыться или избавиться от напряжения — баня превратилась в целый ритуал для тела и души. Она объединяет в себе традиции, восстановление здоровья и стремление к осознанности, которые так ценятся в современном мире миллениалы и зумеры.


    Популярность бань взлетела также на фоне растущего интереса к культуре заботы о себе: детоксы, СПА, медитации и практика «замедления» стали отражением нового образа жизни. Люди ищут не только физическое облегчение, но и эмоциональную перезагрузку. 


    «Я стараюсь ходить в баню каждую неделю, чтобы смыть с себя рабочий стресс после бесконечных созвонов. Люблю ходить как с подругами, так и одна, чтобы молча посидеть и подышать травяными парениями».


    Сегодня баню посещают представители разных поколений и профессий. IT-специалисты, офисные сотрудники, молодые родители, фрилансеры — все чаще можно услышать, что поход в баню становится регулярной традицией. Но главные вопросы остаются: почему именно сейчас происходит очередной всплеск популярности бань, какие задачи решают городские жители, уходя в парную, и чем именно традиционная баня полезна в условиях бурного ритма современного мегаполиса?


    О новой эре популярности, обрядах и современных ритуалах узнали у банного исследователя и автора блога NUDE — Анны Поляковой.


    «Езжу в экспедиции по баням мира, наблюдаю за культурой и архитектурным наследием, cобираю интерьерные решения и обряды». 

  • Почему бани стали так популярны


    Для начала зафиксируем разнообразие бань: есть общественные, процедурные и арендные — у каждой категории своя судьба. Первые — в беде, вторые — на коне, третьи — «без души».  


    Я начала вести блог около восьми лет назад, и тогда появилось понятие «банный ренессанс». Его автор — банный деятель Микель Аланд, написавший книгу Perfect Sweat о культуре пота по всему миру. Так что этот период был характерен не только для России. 

    img
  • Фото: Дарья Суворова. 

  • Теперь рассмотрим пять главных причин популярности


    1. Исторический фактор. Никогда не влияет что-то одно — на мой взгляд, популярность бань всегда определяется комплексом внешних и внутренних причин. Среди них: политика, пандемии, цикличность истории, эволюционные процессы, стихийная дезурбанизация, поиск идентичности, опоры на национальные традиции и даже копирование успешных моделей.


    2. Маркетинг. Банный бизнес в России сильно зависит от маркетинга. И это хорошо, потому что страх перед словом «баня» не успевает всплыть на фоне красивых картинок зон отдыха. Бизнес активно смотрит на успешные примеры вокруг и старается сделать «как у соседа, но лучше».


    3. Бани перешли в категорию СПА. Она стала не такой «кондовой» и славянской, чуть усмирила сауны из спортклубов. На рынке появилось новое поколение мастеров — чувственных, а не строгих спортсменов из 90-х. В качестве примера можно упомянуть комьюнити Burning Man: на их фестивалях, в том числе в России, создаются банные лагеря, где главное — расслабление и принятие, а не терпение или стеснение.


    4. У бань появилось больше функций. Помимо гигиенической (мытье), коммуникационной и ритуальной/обрядовой, добавились физиологическая (похудеть, разгрузить мышцы, уход за телом) и психологическая (терапия, эмоциональная разрядка).


    5. Эстетика и атмосфера. В модные процедурные бани стал ходить средний класс и выше, готовый отдавать за сеанс 10–30 тысяч рублей. Эстетические ремонты и внимание к деталям сделали такие места более привлекательными.

  • Какие банные ритуалы были раньше


    Все банные ритуалы в прошлом принадлежали либо к обрядам перехода, которые помогали человеку перейти из одного статуса в другой, либо к календарным циклам. Конечно, стирка и простое мытье тела тоже были частью повседневной жизни.  


    Далее приведу цитату из вступления к работе Проппа «Русские аграрные праздники»:  


    «Функцией календарных обрядов Пропп считает организацию циркуляции „сил“ от объектов, в максимальной степени ими наделенных в тот или иной момент времени к объектам, в возрастании силы которых заинтересованы организаторы ритуала. Механизм, посредством которого это достигается, ученый видит в имитации „действительности“, которая должна вызвать изображаемую действительность к жизни. Таким образом, в вопросе о функции он остается приверженцем „трудовой“ теории, в соответствии с которой обряды служат производственным целям, а не целям символизации социальных процессов». 


    Теперь обратимся к классике обрядов перехода. Здесь мы снова возвращаемся к основным концепциям, придуманным людьми. Концепция была впервые сформулирована Арнольдом ван Геннепом в книге «Обряды перехода». Согласно его определению, обряд перехода — это последовательность церемоний, сопровождающих переход из одного состояния в другое, из одного мира (космического или общественного) в другой. Сегодня этот термин также используется для описания различных ключевых моментов в жизни человека, связанных с изменением социальных статусов.

    img
  • Существовало и множество других банных ритуалов. Например:


    • Родильный ритуал — когда роды проходили в бане, а после ритуалы сосредотачивались на заботе о матери и новорожденном.

    • Свадебный ритуал — в основном работали с невестой до свадьбы, а затем с молодоженами и свекровью.

    • Рекрутский ритуал — перед отправлением на службу (часто на 25 лет), ритуал символически изображал «смерть» уходящего.

    • Поминальный ритуал — состоял из омовения покойника и подготовки к отправлению души из тела.


    Важно отметить, что эти традиции отличались в зависимости от региона и времени. В некоторых местах ритуалы практически не проводились или их изменяли, подстраивая под свои уклады. 


    Один из моих любимых обрядов — поднятие лемби у Карел. Он детально описан в исследованиях и до сих пор практикуется.


    «Понятие лемби (северно-карельский вариант — лемпи) и связанный с этим понятием мифоритуальный комплекс обрядов — это самобытное явление карельской традиционной культуры. На протяжении последнего столетия лемби чаще всего ассоциируется исключительно с любовной магией и девичьей аудиторией. Но лемби — это не только сексуальная привлекательность, но и внутренняя красота человека, синтез нравственных и физических достоинств, т. е. то, что создает позитивный имидж. Это очень емкое понятие, включающее в себя честь, обаяние, умение вести хозяйство, трудолюбие, счастье, добрую славу и удачу, то, что в наши дни подразумевают под словами „харизма“ и „сексапильность“. Целью досвадебных любовных ритуалов было поднять лемби на недосягаемую для других высоту. После свадьбы излишне высокая лемби считалась болезнью и причиной супружеских измен».  


    Я лично прожила обряд невесты, где символически «переходила» в род мужа: «умерла» для своей фамилии, бросила молодок и получила новый статус. Этот обряд оказался для меня значительнее, чем официальная регистрация в ЗАГСе. Меня мыли молоком, дарили шубу, я прыгала в паневу, пела песни, ела борщи и сидела на венике. Затем меня мазали медом, осыпали зерном, а вокруг звучали такие песни, от которых завивались ресницы.


    В некоторых регионах был еще необычный ритуал: после свадьбы муж с женой мыли свекровь мясным супом прямо в бане. Еще одной традицией было «париться в печи», но этот обряд существовал далеко не везде и к нашему времени не сохранился.

  • А какие ритуалы используют сегодня 


    Сейчас у нас все еще существуют праздники и важные даты, но они обрели более персонализированный характер. Вместо общины и семьи внешними операторами стали роддом, морг, ресторан, поминальный зал.


    Выписки, Новый год, дни рождения, свадебные застолья или поминки — это все знакомо, мы там бывали и праздновали. Эти мероприятия можно считать своего рода обрядами перехода, но лишь частично. Сейчас они чаще имеют внешнюю форму, которая косвенно влияет на внутренние ощущения. Раньше же состоянию и смыслу уделяли куда больше внимания.


    Иногда даже на день рождения могут собраться в бане — чтобы очиститься и начать новый год жизни с «обновленного» себя. А традиционные божатки и повитухи сегодня трансформировались в доул.


    Также стали популярны женские собрания, нередко с эзотерическим вайбом. В каком-то смысле это аналог старинных супрядок — совместного проведения времени с объединяющей энергией общего дела. И если подобные встречи помогают и поддерживают, уже не так важно, в какой форме они проходят.

    img
  • Голыми или в купальниках


    Есть австрийская и скандинавская культура термальных источников, где существуют зоны или специальные дни для посещения в купальниках, но чаще всего это пространство тотальной наготы. В России таких традиций, а главное, масштабов не было: средняя баня «по-черному» занимала 4 м², а не 4 000 м², как бывает в Европе.


    На Руси чаще ходили в деревенские бани, разделенные по гендерному принципу. Мужчины, женщины и дети находились раздельно: сначала парились мужчины, затем женщины, а потом уже старики и дети. Все устройство общества опиралось на эту разделенность, чтобы не смешивать «волны» и энергии. Однако пара могла пойти в баню вместе, чтобы уединиться и синхронизироваться друг с другом.


    Я не считаю, что нужно слепо возвращаться к традициям. Любая традиция — это функция, которую она выполняла в свое время, и если она становится ненужной, то постепенно отмирает, что вполне логично. Например, сказки и разнообразные запреты существовали для объяснения определенных законов и поддержания контроля внутри общины.


    В России я часто замечаю табуированность тела и скованность, особенно у женщин. Мы привыкли сравнивать себя с другими, бояться, втягивать животы, закрывать плечи. В целом, быть среди обнаженных тел становится непривычным, так как в нашей культуре сильная привязка личности к внешнему виду.


    Недавно я была в Амстердаме, перед большой банной экспедицией в Финляндию, и вновь посетила все общественные сауны. Там почти всегда принято нагое посещение — с мужчинами и женщинами вместе. Уже более уверенным и опытным взглядом я наблюдала за собой и окружающими.


    Я вижу много свободы в том, чтобы не отождествлять свое тело с собой как личностью. Но замечаю также дискомфорт, страх, а иногда и поклонение телу в мыслях. Как будто становится сложно видеть в фигуре его истинную красоту, и вместе с этим уходит уважение к своей оболочке.


    Мои законы просты: важно делать то, что тебе удобно и комфортно в данный момент, пробовать разные подходы и всегда понимать, зачем ты это делаешь.


    Если вы решите одеться — молю, только в одеяния из хлопка, а не из синтетики. Синтетика не пропускает тепло в нужные зоны: поясницу, сердце и живот. А еще — любая одежда привлекает внимание окружающих, и сексуальный купальник всегда будет акцентировать внимание, добавляя элемент эротизации.

    img
  • «Правильный» запрос в баню: миф или ритуал 


    Правильный или неправильный запрос на поход в баню — это своего рода ограничение, радикальность и приверженность к структуре. Вместо этого лучше оценивать по другим критериям, например: нравится или не нравится, помогает ли решить задачи или нет.


    Поэтому намерение в первую очередь связано со вниманием. Там, где оно находится — там и ваша сила. Если вы ясно понимаете, зачем делаете то или иное действие, результат всегда будет либо лучше, либо решение окажется более подходящим.


    В банной культуре существует обряд первого пара. Его смысл в том, что вода представлена как символ живого мира, а камни — как олицетворение предков. Вы можете наговорить свое желание на воду, затем поддать ее на камин, попросить поддержки и усилить просьбу.


    Раньше общество было устроено иначе: люди знали, когда нужно идти в баню или совершать определенные действия. Вспомогательные маркеры и этапы направляли человека на этом пути. Сегодня же мы чаще предоставлены самим себе, а приоритеты у нас в основном экономические. Ранее люди уделяли внимание энергетической составляющей жизни, стремясь жить так, чтобы «хорошо умереть».

  • Лайфхаки в банной культуре  


    Все эти советы передались мне от мамы или бабушек, которые делились своими знаниями. Для меня каждая деталь важна — это про внимание, переключение, комфорт и удовольствие. Хочу поделиться своими банными секретами для походов в общественные или арендуемые бани, где каждый предоставлен сам себе.


    • Перед парной всегда парю ноги: сижу с горячим тазом, добавляю соль или горчицу.


    • Везде, где это возможно, лежу: в парной, в зоне отдыха, на улице.


    • В парной держу ноги выше головы.


    • Выдыхаю через открытый рот, чтобы парасимпатическая нервная система быстрее включалась.


    • Контрастный душ начинаю с ног, никогда сразу не обливаю все тело ведром. Так физиологичнее и безопаснее.


    • Газированная вода обманывает: хотя она кажется вкусной, она не утоляет жажду, а только вызывает вздутие живота.


    • После парной трусь содой и перемолотой полынью, мыло не использую.


    • Если был тяжелый день или чувствую усталость, дома растираюсь солью в большом количестве или просто топчусь на ней. Это помогает снять напряжение. 


    • Заканчиваю банную процедуру всегда холодным обливанием из таза, а не просто душем. Ставлю точку, так сказать. 

    img
  • Фото: Дарья Суворова. 

  • Где попариться в Москве


    После прочтения этой статьи, путь только один — «послать все в баню» и отправиться туда самим, чтобы пробовать лайфхаки и перезагрузиться от рабочей рутины и повседневных проблем. 


    Если вы только начинаете знакомство с банной культурой, смело отправляйтесь в бани «Жар-Птица» и не забудьте взять кадку с пихтой.


    «Я брала парение „Пихта-сказочница“, таз с можжевельником и горчицей для лучшего прогрева ног, точечный массаж перед парением, массаж лица, мойку лыком уже не осилила. Ела кутаб с сыром, пила чай из шиповника, пробовала веган боул — всем довольна».


    Еще одно интересное решение — это выход в общую зону отдыха, где можно встретиться в межгендерной компании. Парные просторные, парят качественно, а массаж действительно магический.


    Баня «Жар-Птица» занимает здания бывшего пивоваренного завода Петцольда, которые входят в список культурно-исторического наследия Москвы. В нем можно найти все, чего душа пожелает: масштабные общественные бани, включающие мужской и женский разряды с выходом в общий зал, помещения для СПА-процедур, пространства для отдыха и ресторан. 


    Недавно у «Жар-Птицы» открылся второй филиал на Новой Риге, для тех, кто хочет отдохнуть за городом. Современные и экологичные банные дома расположены на 4 га живописного лесного массива, каждый выполнен в своей уникальной концепции — от альпийского шале до уютной дачи.

    Срочно освобождаем выходные, чтобы отправиться в сказочное путешествие с веником и без гаджетов, опробовать лайфхаки и узнать тайны леса на авторском парении.

    img
  • РЕКЛАМА. ИП Подольская Юлия Анатольевна ИНН 773391203301 erid: 2VfnxwSgnXz

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум