Подпишитесь на рассылку
img

Общественный транспорт для бедных: так ли это на самом деле

img

Автор: Урбанская Дарья

Время чтения: 10 минут

Новости

  • Сейчас соцсети дают не только возможность общаться и показывать свою жизнь, но и задают тренды на пару месяцев вперед. Они способны формировать общественное мнение и иногда создают обманчивые ожидания.


    В последнее время появляется все больше роликов о том, как девушки в дорогой одежде и с аксессуарами ездят на общественном транспорте. При этом все еще сохраняется впечатление, что такой способ передвижения — только для «бедных».


    Почему это утверждение неверно, и какие особенности кроются в общественном транспорте? Держитесь за поручни, следующая остановка — «Объяснение всех мотивов».

  • Сколько россиян выбирают общественный транспорт


    Чтобы понять точную картину, насколько активно люди используют общественный транспорт, и в каких городах он развит больше всего, погружаемся в пучину статистики.


    По данным Росстата на 2021 год, 42% россиян выбирают его для передвижения, в основном это старшеклассники и люди старше 70 лет. В это время в Москве более 50% граждан пользуются общественным транспортом, а личными автомобилями — всего около 20%. Это и понятно: столица утопает в постоянных пробках, сложных развязках и платных стоянках, а станции метро и остановки автобусов есть почти в каждом дворе. Чаще всего дешевле, проще и быстрее доехать именно на них. Инфраструктура Москвы спроектирована таким образом, чтобы общественный транспорт стал главным видом передвижения в городе. Почему это нужно, поговорим немного позже.


    Что же касается остальной России, то НИУ ВШЭ провели исследование в 2022 году, которое показало, насколько развиты транспортные системы в других городах, не учитывая Москву и Санкт-Петербург. 


    Позвольте небольшую ремарку. Обе наших столицы не участвовали в этой работе института, так как в них нет никаких проблем с общественным транспортом. Над городским сообщением в Москве и Питере работают особо упорно. Существует множество разных маршрутов, которые работают даже ночью, а над скоростью открытия новых веток московского метрополитена шутят все. В Санкт-Петербурге же, наоборот — все ждут, когда закончится реконструкция хотя бы одной станции.
    img
  • Вернемся к исследованию. Из 50 городов, участвовавших в нем, лучше всего себя показали Казань, Екатеринбург, Новокузнецк, Новосибирск и Ижевск. Там достаточно видов общественного транспорта, а его нагрузка на разных маршрутах распределена равномерно, что создает дополнительное удобство для горожан. Большая часть пользуется автобусами и маршрутными сообщениями, а в городах-мегаполисах популярны небольшие линии метро. Например, в Казани люди могут ездить на 54 разных автобусных и 19 троллейбусных/трамвайных маршрутах, и, конечно же, одной линии метрополитена с 11 станциями. 

  • От Харона до автобуса: история общественного транспорта


    Прежде чем говорить, имеет ли место быть тренд «Общественный транспорт для бедных», стоит разобраться, зачем и как он работает в городах.


    История таких перевозок стара как мир, она появилась вместе с людьми и упоминается еще в мифах Древней Греции. Вспомните Харона, который на лодке переправлял людей по реке Стикс в загробный мир. В реальном же люди могли доехать из одного места в другое на повозках, потом каретах, паромах, поездах и, наконец, на автобусах, троллейбусах, трамваях и даже самолетах. Все придумано для того, чтобы упростить передвижение.


    Первым общественным транспортом стал омнибус, его создали во Франции в 1662 году. Это была карета, рассчитанная на несколько человек, которая позволяла передвигаться по городу. Ими пользовались в основном бедное население, но после запрета властей, омнибус быстро исчез с улиц.


    Первый же автобус, который похож на современный, появился в Лондоне в 1886 году и был электрическим. Немного позже, немецкий инженер Карл Бенц изобрел в 1895 году его аналог, который уже имел двигатель внутреннего сгорания. До этого были дилижансы, рассчитанные на несколько человек. Чаще всего ими пользовались небогатые люди, которые не могли себе позволить нанять извозчика и отдельную карету. Так что в XVIII–XIX веках наш тренд мог смело работать и быть правдой.

  • Мировые проблемы: использование общественного транспорта за рубежом


    Что же касается современности, то общественный транспорт — это одно из проявлений урбанизации. С быстрым развитием городов, а также с увеличением населения приходится сталкиваться и с сопутствующими проблемами: высокой загазованностью, пробками, недостаточным количеством парковочных мест. Из-за этого во многих мегаполисах стало проще передвигаться на общественном транспорте.


    Например, мэр Парижа Анн Идальго реализовала концепцию «15-минутного города», где машины не нужны вообще, и любая часть города находится в пешеходной доступности или до нее достаточно легко добраться на общественном транспорте. Похожая ситуация прослеживается и в других городах-миллионниках и туристических центрах.


    В Китае есть интересная тенденция: на личной машине можно выезжать только в определенные дни. Это зависит от последней цифры в номерном знаке: если она четная — можно ехать, если нет, то придется ждать своего дня для нечетного числа и пользоваться общественным транспортом. Такое правило ввели из-за огромных пробок, которые образовались в крупных городах, ведь дороги просто не выдерживают поток машин.


    В Европе также есть особенности транспорта. Например, в Германии железная дорога сплела свои сети по всей территории страны, и на поезде можно доехать в любую точку. Они также делятся на магистральные и региональные, а те, в свою очередь, — на еще более мелкие виды. Самые популярные InterCityExpress или (ICE), которые развивают скорость до 330 км/ч и позволяют доехать до Бельгии или Швейцарии, а S-Bahn похожи на наши электрички, только на нее можно пересесть прямо на метро, а также доехать до важных общественных мест. Есть еще ночные поезда и экспрессы, которые ходят по разным городам Германии.


    Интересный феномен немецких электричек заключается в их постоянном опоздании, пунктуальность поездов результата в 73,9% в 2023 году снизилась до 66,8% в 2024 году. Тогда же было больше всего жалоб граждан. Проблема заключается в необновленной инфраструктуре, которая не способна поддерживать существующий трафик.


    В США общественный транспорт развит не очень хорошо, даже в крупных городах иногда он страдает, и невозможно обойтись без машины. Несмотря на это, в мегаполисах можно найти метро или автобусные маршруты. Нью-Йорк же среди всех городов настоящий рекордсмен — там находится крупнейший в мире метрополитен. Начнем с интересных фактов: метро не принадлежит государству, как в России. В Америке разные ветки строились и принадлежали разным компаниям, однако еще в середине ХХ века все они перешли Metropolitan Transportation Authority. Кроме того, метро там работает круглосуточно, единственное — ночью не все линии могут быть доступны.


    Ежегодно метрополитеном Нью-Йорка пользуются более 2 млрд человек. Несмотря на все плюсы, этот общественный транспорт является одним из самых опасных. В метро часто происходят преступления, но ситуация взята под контроль, чтобы пассажиров стало больше.


    Кроме того, последние исследования показывают, что поколение зумеров все меньше нуждается в получении водительских прав. Так, опрос в США показал, что в 2020 году всего 25% подростков имели права и водили автомобиль, тогда как в 1983 году их доля составляла 43%. В России похожая ситуация, с 2021 года число людей, подавших заявление на сдачу экзаменов в ГИБДД, уменьшилось на 47%. 


    Это связано с несколькими факторами. Во-первых, урбанистика и развитие мегаполисов, о чем уже было много сказано выше. Конечно, это не всегда применимо. Например, в той же Америке без машины трудно передвигаться, а в России между населенными пунктами большие расстояния, которые удобнее преодолеть на личном транспорте. Во-вторых, это экологическая проблема, связанная с выбросами углекислого газа в атмосферу, который вредит озоновому слою и усиливает парниковый эффект. Общественный транспорт помогает снизить эти выбросы. В-третьих, это цены, которые, как и все в этом мире, растут с огромной скоростью. Автомобиль становится предметом роскоши, на который нужно долго копить, а не предметом первой необходимости.


    Но не во всем мире ситуация с транспортом и инфраструктурой такая позитивная. В некоторых частях Азии, Африки и Латинской Америки есть проблемы с транспортным обеспечением граждан. Факторами, влияющими на это, стали бедность, конфликты, неэффективное управление и географические особенности.

  • А что в России 


    В городах-миллионниках есть платные парковки, которые ограничивают возможность посещения центра на личном транспорте. Например, в Москве одна часовая остановка обойдется примерно в 800 рублей, однако, цена может меняться в зависимости от времени, загруженности и района. Вечные пробки на МКАД и крупных магистралях давно стали предметом мемов. Чаще всего самый простой способ добраться до места — воспользоваться общественным транспортом.


    Мы поговорили с московским работником в сфере транспорта Татьяной Месаковой, которая рассказала о том, почему эта городская инфраструктура необходима:


    «Общественный транспорт нужен для повышения мобильности и улучшения городской среды. Сегодня его развитие направлено на то, чтобы снизить использование личных автомобилей. Это позволит разгрузить магистрали и улицы, избавить их от заполненных стоянок и дворов. Если все будут ездить на общественном транспорте, город станет легче и чище.

    Население растет, и инфраструктура должна их догонять. Иначе город задохнется от обилия личных автомобилей, выхлопных газов и тесноты.

    Конечно, от личного транспорта совсем не откажутся, особенно состоятельные люди. Но для среднего класса в мегаполисе общественный транспорт — это зачастую основное средство передвижения».


    В России реализуется сразу несколько национальных программ, направленных на развитие и модернизацию общественного транспорта по всей стране. Главная цель — сделать его таким же удобным, как и личный. К 2030 году в рамках проектов «Безопасные качественные дороги» и «Инфраструктура для жизни» планируется полностью обновить транспорт во многих городах. За шесть лет многие регионы России преобразились — реконструировали дороги, создали удобные маршруты до туристических и социально значимых мест. Кроме того, с 2020 года Министерство транспорта начало помогать регионам обновлять общественный транспорт.

  • Откуда появился тренд на общественный транспорт


    Тренды появляются буквально на каждый случай — достаточно человеку запостить что-то о своей жизни, и это завирусится в сети. Из-за огромного числа пользователей и информации популярные и модные тенденции сменяются друг за другом, не успевая быть в топе даже месяц. Поэтому видео о том, как девушки в дорогой одежде выбирают общественный транспорт, скоро потеряют актуальность.

    Некоторые блогеры, наоборот, выкладывают ролики, в которых говорят, что за ними приедет машина за десятки миллионов рублей, намекая на стоимость автобусов.


    Алла, работница транспортного подразделения, подтверждает это, говоря о том, что общественный транспорт — это далеко не бюджетный вариант: 

    «Транспорт — это дорогое средство передвижения. Он кажется дешевым для населения, но на самом деле его очень затратно обслуживать. Это социальная сфера, поэтому транспорт, в принципе, заведомо убыточное мероприятие, особенно его содержание и починка. Ведь не все маршруты прибыльны. Это делается в первую очередь для удобства граждан».


    Мы также рассказали об этом тренде Сергею — водителю автобуса. Его очень насмешило то, что кто-то считает, что подобный способ передвижения указывает на достаток. Он прокомментировал это так: 

    «Бедные вообще зайцами ездят в общественном транспорте и не платят».


    Интересно и то, что многие знаменитые и богатые люди выбирают общественный транспорт. Ингвар Кампрад — основатель компании IKEA — ездил на автобусах и метро, пользуясь при этом пенсионными льготами. Многих американских актеров также можно заметить в подземке. Фотографии Киану Ривза, Эндрю Гарфилда, Джейка Джилленхола и других гуляют по сети.


    В России же известных людей также можно встретить в метро — на мультимедийных экранах. В Москве действует акция «Звезды в метро», в которой российские знаменитости каждый месяц в коротких роликах рассказывают о том, что для них значит метрополитен.

    Многие люди осознанно отказываются от личных автомобилей в пользу инфраструктуры, которую предоставляет город. Это может породить новый тренд на аскетизм или продолжить идею разумного потребления, что сейчас тоже популярно.

    img
  • Транспортная реальность


    Чтобы понять, как люди относятся к этому тренду и общественному транспорту в принципе, мы пообщались с несколькими из них. Истории по-разному показывают ситуацию, поэтому далее вы сами можете ознакомиться с ними и сформировать свое мнение.


    Студентка Дарья из Москвы рассказала, что: 

    «Общественный транспорт — настоящее спасение. Я живу в области и каждый день на автобусе и метро езжу в институт. Весь путь занимает у меня около полутора часов. За это время я успеваю и видос какой-нибудь посмотреть, и, если что-то не успела, домашку по учебе доделать. У меня есть водительские права, я даже один раз съездила до университета на машине, но после почти трех часов в пробке и опоздания на целую пару, я больше так не рискую. Оно того не стоит, плюс бензин дороже, чем льготный проезд».


    Макар из Нижнего Новгорода также предпочитает общественный транспорт, чтобы добраться до работы: 

    «У нас хорошо развито автобусное сообщение. К тому же у меня нет никакого желания искать парковку утром, а с недавнего времени у нас вообще ввели платные парковки по городу. Машиной пользуюсь только по выходным, потому что мы с семьей любим ездить в разные места».


    Татьяна тоже из Москвы, но передвигается по городу преимущественно на машине: 

    «Не знаю, может, кто-то и считает, что общественный транспорт — для бедных, но я так не думаю. Это просто способ передвижения, который удобен для кого-то. Чаще я езжу по городу на машине, потому что мне за день надо посетить много объектов, и проще сделать это так. Да, бывает, жалко времени на пробки, но, знаете, я лучше проведу эти лишние полчаса в своей машине, чем буду толкаться в душном автобусе. Для меня это вопрос комфорта, удобства и личных предпочтений».
  • Сравнение видов транспорта 


    Интересно выяснить: сколько стоит ездить на общественном транспорте. Мы сравним общую стоимость проезда на общественном транспорте, такси и личном автомобиле в месяц и в год, чтобы определить, какой вариант наиболее выгоден. В таблицах ниже представлены средние данные по Москве и Санкт-Петербургу.

    img
  • Это сумма усредненная, и показывает лишь месячные и годовые билеты в этих городах, которые ограничены определенным расстоянием. Если же человек выезжает в область, то его расходы на транспорт возрастут. Льготный проездной для студентов на месяц на метро, наземном транспорте, МЦК и МЦД в Москве стоит 1360 рублей, а в Петербурге — 1501 рубль.


    Далее посмотрим на расходы, если человек будет добираться на работу и домой на такси. Мы учли 20 рабочих дней в месяце, в основном две поездки в день, и среднюю сумму за них в 1000 рублей (туда и обратно). Конечно, цена может меняться от спроса, погодных условий и расстояния, но нам нужно лишь посмотреть на усредненный результат.

    img
  • Наконец, перейдем к личному транспорту. Этот расчет будет одним из самых сложных и усредненных, так как, покупая машину, вы не только должны заправлять бензин, но и учитывать стоимость страховки, техобслуживания, транспортный налог, возможные штрафы, а также стоимость парковки и платных дорог. Цены на эти расходы в Москве и Петербурге немного отличаются, в столице они незначительно больше на страховку и обслуживание. 


    Есть также исследование, которое показывает, что только 19% пользуются личным транспортом, чтобы добраться на работу, а 45% выбирают общественный, а также средний путь до офиса занимает 17 километров.


    В расчете мы учли, как и в случае с такси, 20 рабочих дней в месяц, стоимость бензина — 59,61, средний расход топлива 10 л на 100 км, примерное расстояние до работы 40 км (туда и обратно, цифры из исследования немного округлены) и дополнительные расходы на техобслуживание и страховку: около 8 тысяч для Москвы и 6 тысяч Питера. Итак, посмотрим на таблицу.

    img
  • Для того чтобы было проще увидеть, какие же затраты на транспорт могут быть 2025 году, подготовили для вас сравнительную таблицу.

    img
  • Как видно из нее, самым дорогим видом транспорта является такси. Однако личный автомобиль также может потребовать значительных затрат, особенно при возникновении дополнительных расходов. Общественный транспорт оказался наиболее экономичным вариантом, хотя в этой категории Санкт-Петербург обошел Москву по стоимости проезда.

  • Привет от автора


    Всем привет! Надеюсь, вам было интересно развенчать такой тренд и узнать, как много делается для того, чтобы общественный транспорт помогал людям комфортно жить.


    В свою очередь, я считаю, что возникновение такого тренда — просто ошибка, так как невозможно приравнять уровень дохода человека к способу передвижения, который он выберет. Иногда и впрямь удобнее, особенно в Москве, заскочить в прибывший поезд метро и минут за десять доехать до нужного места. Конечно, это не всегда применимо, но альтернатив много: есть и каршеринг, и такси.


    В любом случае каждый человек выбирает то, что ему удобнее, комфортнее и подходит под бюджет, однако не нужно насмехаться или судить за этот выбор. Вместо того чтобы навешивать ярлыки и создавать бессмысленные тренды, стоит задуматься, как сделать нашу городскую среду более экологичной, удобной и доступной для всех.

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум