Популярность музыкальных групп, телевизионных сериалов и литературы из стран Азии стремительно распространяется по всему миру. Песни BTS теперь ежегодно занимают высшие строчки чартов в США и Европе, а на международных показах мод стало привычным видеть молодых «звезд-халлю». В киноиндустрии — после оглушительного успеха «Игры в кальмара» в 2021 году Netflix не перестает финансировать все новые азиатские проекты, а японские и корейские авторские картины завоевывают награды на крупнейших фестивалях и выпускаются в международный прокат. На онлайн-платформах молодое поколение со всего мира зачитывается китайским фэнтези о демонах и духах, в то время как российскому книжному рынку этот тренд делает огромную кассу.
«Азия становится мощным агентом международной культуры» — следовало из отчета 2019 года исследовательской группы McKinsey Global Institute. Уже тогда они отметили тенденцию, фактически противоположную опыту прошлого столетия, когда страны Дальнего Востока старались заимствовать достижения Запада и активно импортировали голливудские фильмы и британскую поп-музыку.
Нина Воронина, востоковед и антрополог религии, предложила в ходе нашего интервью в принципе снять дихотомию западного и восточного мира, где первый воспринимается как более образованный и богатый историей: «Безусловно, мы отдаем отчет в том, что есть Восток и Запад как части света, их культуры сильно отличаются, но неправильно рассматривать их как две противостоящие друг другу сущности. Это скорее спектр, шкалу которого очень тяжело сформулировать. То, что в какой-то момент произошел подъем интереса к Западу и на фоне этого казалось, что восточные культуры менее полноценные, не более чем когнитивное искажение».
К 2025 году степень влияния азиатских стран на международной арене и узнаваемость их национальных брендов за границей, возросла настолько, что по результатам исследования Глобального индекса «мягкой силы» (Global Soft Power Index) Китай занял второе место, впервые обогнав Великобританию и уступив лишь США; Япония сохранила четвертое, а Южная Корея поднялась с 15-й позиции на 12-ю. При подобной оценке имиджа государств эксперты учитывают широкий диапазон социокультурных параметров, в том числе богатое историческое наследие, привлекательный образ повседневной жизни и авторитет в сфере искусства и индустрии развлечений.
Почему же в начале XXI века азиатская медиапродукция уже прочно вошла в массовую культуру большинства стран мира и какие социальные механизмы стоят за этим феноменом?