Подпишитесь на рассылку
img

Кто такие непо-бейби и почему они повсюду

img

Автор: Кабакова Евгения

Время чтения: 15 минут

Новости

  • «За этот Оскар хочу поблагодарить родителей, это они мне его и вручили»


  • Однажды я спросила у подруги, занимающую должность креативного директора в 22 года, ее секрет успеха. Ответ уместился в три пункта:


    1. Подъем в 7 утра. 

    2. Регулярный спорт.

    3. Папа должен быть главой этой компании.


    Незамысловатые, но самые действенные советы по достижению цели. Какой пункт здесь решающий — догадаться нетрудно. А вот еще один факт: все миллиардеры моложе 30 лет получили капитал по наследству. Наследственных миллиардеров от их общего числа около 67% — по сути, большинство. 


    Можно возразить: как же те самые гении-бизнесмены, героически бросившие учебу ради своего дела? Посмотрим на их биографии. Илон Маск — богатейший человек в мире, сделал себя сам, но сильной нужды никогда особо не испытывал. В отношениях с родителями, может, и были проблемы, но в материальном плане никогда. Вот как вспоминает детство Илона его отец: «Я отвозил их в школу на кабриолете Rolls-Royce Corniche, мы держали чистокровных лошадей, на которых они могли кататься, а кроме того, я подарил детям мотоциклы, когда им исполнилось 14 лет». И таких примеров огромное количество: Стив Джобс, Джефф Безос, а также множество людей из разных сфер, будь то искусство или политика.


    Все эти истории с не самым, как оказалось, сказочным бэкграундом, приведены уж точно не для того, чтобы кого-то демотивировать. Эта статья не про «успешный успех», а про очень интересный мировой феномен «непо-бейби».


    Этимологически термин «непо-бейби» состоит из английских слов nepotism (кумовство) и baby (ребенок). Это знаменитости, бизнесмены, политики и другие успешные люди во всех сферах жизни, получившие «лавры» во многом благодаря капиталу и связям их не менее успешных родителей. Термин, из аналогов которым в русском языке разве что выражение «родился с золотой ложкой во рту», пользуется популярностью по всему миру, особенно среди молодежи. Он уже успел закрепиться в языке, хоть и появился относительно недавно — в 2022–23 годах. 


    «Выход в свет» нового поколения непо-бейби родил споры: заслужили ли они успех и справедлив ли он. Дискуссии разворачивались из-за места, где наследственность чтят больше всего — Голливуда.

  • «Мы продвигаем семейные ценности!», — Голливуд и истоки кумовства

    Если посмотреть статистику поиска этого термина в Яндексе и в Google — пик запросов приходится на начало 2023 года. Тогда был анонсирован сериал «Идол», в главной роли которого снялась Лили Роуз Депп (дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради), а социальные сети разрывала Хейли Бибер и ее косметический бизнес (дочь актера и продюсера Стивена Болдуина). 


    Голливуд с самого его формирования был крепко связан идеями родственных связей: создавались династии, режиссеры брали на главные роли детей, братьев или сестер, а те, в свою очередь, становясь знаменитыми, помогали взойти на большие экраны уже своим детям. Например, династия Бэрримор берет свои истоки из 1870-х годов, когда начинающий актер Герберт Артур Чемберлен Блайт сменил имя на Мориса Бэрримора и уехал в Америку за новыми возможностями. Сейчас его правнучка, Дрю Бэрримор, известна нам по таким культовым картинам, как «Крик», «Ангелы Чарли» и «Ядовитый плющ». 


    Больше чем за сто лет существования Голливуда, индустрия обросла таким множеством наследников, что, кажется, будто каждая вторая (если не первая) знаменитость — это чей-то ребенок. Два года назад New York Magazine доказали, что нам не кажется. Издание опубликовало масштабный гид со всеми родственными хитросплетениями Голливуда. Он показал, насколько развито звездное кумовство и как оно может быть неочевидно: вы знали, что создатель нашумевшего сериала «Эйфория», Сэм Левинсон, сын режиссера Барри Левинсона, снявшего «Человек дождя»? А Гвинет Пэлтроу — жена Тони Старка в фильмах Marvel не только дочь знаменитых Блайт Даннер и Брюса Пэлтроу, но и крестница Стивена Спилберга, который помог юной Гвинет получить ее первую роль (сам факт того, что чьи-то крестные родители принимают участие в жизни детей, уже вызывает шок). 


    Искать известных родителей у звезд Голливуда, вообще очень развлекающее занятие, ведь некоторые узы совсем неожиданны — так, жена Роба Старка из Игры Престолов, актриса Уна Чаплин, это внучка легендарного Чарли Чаплина, и подобных примеров куча. 

  • Почему все ненавидят непо-бейби и только сейчас


    Как уже было проверено, кумовство далеко не новая тенденция, поэтому осуждать век нынешний за испортившиеся нравы не получится. Однако раньше никто не уделял столько внимания детям золотых родителей. Сейчас же, непо-бейби вызывают ожесточенные споры и недовольства в социальных сетях. Основная проблема в том, что в мире, где одни зарабатывают миллионы на съемке коротких видео, а другие приносят пользу обществу в реальности, получая при этом в 100 раз меньше, непо-бейби — еще одно напоминание о социальной несправедливости и неравенстве возможностей. Дети знаменитостей могут пробовать себя в любой понравившейся сфере по несколько раз, ведь у них всегда имеется финансовая подушка. 


    Путь Бруклина Бекхэма (сын Виктории и Дэвида Бекхэма, крестный сын Элтона Джона) отличный тому пример: сначала мальчик пошел в футбол, по стопам отца, но когда с карьерой не задалось, стал пробовать себя в моделинге, «проба пера» проходила сразу в рекламе для Burberry. Позже Бруклин нашел себя в фотографии, снял, все для того же Burberry, рекламную кампанию в 17 лет, поступил и бросил курсы по фотографии в престижном университете Нью-Йорка. Будучи мотивированным стать фотографом, он прошел стажировку у Джона Рэнкина, но команда фотографа была очень разочарована юным дарованием — Бруклин не мог самостоятельно справиться с самыми базовыми задачами. 


    Семья Бэкхемов вообще часто попадает в истории связанные с классовым неравенством. Вспомнить только случай с высказыванием Виктории: «Моя семья принадлежала к рабочему классу… Мой отец возил меня в школу на Rolls-Royce». Но тогда ситуацию исправил Дэвид, заставивший жену признаться, что из рабочего в ее детстве были только элитные машины. 


    Эта история отлично подсвечивает то, за что многие недолюбливают непо-бейби. Намеренное сокрытие своего привилегированного старта, статуса и возможностей вызывает намного больше негодования, чем наличие всего этого набора в целом. Так, Николас Кейдж сменил свою настоящую фамилию Коппола (Николас — племянник Фрэнсиса Копполы) и долгое время отрицал родственную связь, отказывался отвечать на вопросы журналистов о своем легендарном дяде. Однако именно Фрэнсис Коппола помог племяннику попасть на большие экраны, сняв его в собственном фильме «Бойцовская рыбка». Николасу Кейджу повезло, что он родился до появления термина непо-бейби и повышенного к нему внимания. 


    Взросление и воспитание в сливках общества одних, когда у других сливки только по акциям в магазине, создает бездну непонимания. Вот один из аргументов, которым Лили Роуз Депп (дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради) отстаивает право быть лицом бренда Chanel в 16 лет, полученное исключительно собственным трудом: «Если чья-то мама или папа — врачи, а потом ребенок становится врачом, вы не скажете: „Ты врач только потому, что твои родители — врачи“». К тому же девушка считает, что ярлык непо-бейби — сексистский и чаще его используют по отношению к женщинам. Пример Бруклина Бэкхема показывает, в этом вопросе чуть больше равноправия, однако некоторая доля правды, в словах дочки Джека Воробья есть, просто потому, что самая излюбленная сфера непо-бейби — это моделинг.

  • В моде только кумовство

    Современное поколение знаменитых детей, в особенности девочек, предпочитают модельный бизнес любой другой сфере, ведь порог входа по затрачиваемым усилиям чуть ниже — не нужно получать актерское или режиссерское образование, как для карьеры в Голливуде, а внешние данные легко довести до идеала легкими или не очень косметическими процедурами. 


    Дорогой моды пошли всем известные Кендалл Дженнер, сестры Хадид, Хейли Бибер и Дева Кассель (дочь Моники Беллуччи и Венсана Касселя). Не будем предвзятыми, моделинг, как и любая работа в целом, — это огромный труд, но в современном мире, где каждая вторая девушка выглядит как ангел Victoria's Secret, пробиться в фэшн-индустрии без связей практически невозможно. Брендам же, непотизм только на руку, ведь знакомые лица и фамилии сильнее привлекают общественное внимание к показам и коллекциям. Этим приемом пользуется Miu Miu. Бренд вообще известен специфическим выбором моделей и любовью брать непо-бейби для открытия показов. На последней неделе моды показ открыла 16-летняя Сандей Роуз (дочь Николь Кидман), вызвавшая своим появлением бурную критику за непрофессионализм в сети. «Теперь я по-настоящему злюсь, потому что это (непотизм) выходит из-под контроля», — пишут интернет-пользователи. 


    Негатив — частый отклик на «восход» знаменитых детей. Ответ на этот негатив во многом может решить дальнейшее отношение аудитории к человеку. Хочется — не хочется, а непо-бейби останутся в медийном пространстве, общественность привыкнет, но каждый ребенок будет восприниматься по-разному. Хейли Бибер, например, пройдя через ненависть из-за отношений с Джастином Бибером, выработала иммунитет и пошла ва-банк: она носит футболку с надписью «nepo baby» и не собирается скрывать свое звездное происхождение. Такой шаг, хоть и кичливый, но очень искренний, поэтому и вызывает уважение аудитории. 


    А вот отсутствие честности и громкие слова в стиле «я сделал себя сам» (мама только денег дала) — таким людей не обманешь, и уж тем более плохой тактикой будет ставить свои проблемы выше проблем «простых смертных», как это сделала Лили Роуз Депп. «Мне нужно работать в два раза больше» — заявляет модель в интервью для Elle. Она считает, что люди видят в ней только известную фамилию, поэтому ей нужно прикладывать вдвое больше усилий, чтобы доказать всем свой профессионализм. Как можно догадаться, сердца общественности это признание не тронуло, однако здесь назревает вопрос: какие подводные камни ожидают в такой жизни?

  • Богатые тоже плачут


    Первый минус, конечно, перманентное внимание к твоей персоне и мгновенный отклик общественности на любое действие, чаще не самое положительное (как мы уже успели выяснить). Находиться под прицелом камер с пеленок и фактически не иметь возможности скрыть свою личную жизнь — сможет не каждый. Вспомним Кайли и Кендалл Дженнер, за детством которых, через шоу Keeping Up with the Kardashians следили миллионы. Не самая комфортная обстановка, а если ты еще и интроверт, то все…


    Фамилия таких детей со связями, как показывают исследования, насколько привилегия, на столько же и проклятие. Так, зарубежное агентство Evoluted проанализировало непо-бейби по степени успешности. Список венчала Ким Кардашьян — взлет ее карьеры тесно связан с уже упомянутым семейным шоу Кардашьян, ну и множеством скандалов из личной жизни. Второе место занимает Кайли Дженнер, с аналогичным стартом и в топ 10 входит Пэрис Хилтон, успеху которой также помогло реалити-шоу. По сути, самый стабильный успех к непо-бейби придет именно благодаря выносу сора из избы на глазах миллионов людей, привлеченных известной фамилией. Но в таком случае пожизненной связки с этой самой фамилией точно не избежать, как и испорченной репутации (все-таки реалити-шоу не бывает без скандалов, интриг и расследований).


    Особо предприимчивые родители делают детей не просто частью своего проекта, а самостоятельным стартапом. Так было с Майли Сайрус: недавно она прочла свое расписание времен «Ханны Монтаны». Рабочий день 12-летней Майли начинался в 5:30 утра и до позднего вечера не имел свободной минуты. Иметь все, кроме возможности этим «всем» насладиться, вполне могло стать причиной, по которой в середине 2010-х у звезды случился кризис. 


    Не так давно в русскоязычном интернете можно было увидеть споры о Василисе Кукояке. Ее присутствие во всех роликах родителей, а также слова самой девочки о том, что она не хотела бы быть блогером, разделили поклонников на два лагеря: тех, кто осуждает родителей Елену и Дениса за эксплуатацию дочки, и тех, кто не видит в этом ничего плохого. Нельзя не отметить, что блог семьи снимается все по той же традиции реалити-шоу, только в более современном формате. Сейчас Василису нельзя назвать непо-бейби: как таковую карьеру она еще не начала, поэтому, чтобы отследить ее путь, нужно подождать еще пару-тройку лет. 


    Затрагивая российское медиаполе, нельзя промолчать о наших актерских династиях. Если на Западе о непо-бейби заговорили из-за сериала «Идол», то у нас после «Слова пацана». Анна Пересильд (дочь Юлии Пересильд) и Иван Янковский (сын Филиппа Янковского и внук Олега Янковских — тут уж кто для вас легендарнее) такие же выходцы из кинодинастий, как Гвинет Пэлтроу или Дакота Фаннинг. 


    По карьере Ивана и Анны никто не проходится так жестко, как по той же Лили Роуз Депп. Здесь, скорее всего, помог сериал — и отличный сюжет, и, несомненно, талантливая игра актеров в связке дали огромный эффект. Мало кто критикует их за привилегированное положение, ведь «играют-то они хорошо, талантливо — это главное». Тяжело не согласиться: талант и вправду имеет значение, но связи и деньги будут его только украшать. Надеемся, что в новом году все, кому нужны такие «украшения» для собственного таланта, обязательно их найдут.


    Обычно речь про привилегированное положение заходит в совсем узких актерских кругах, чаще при поступлении в актерский вуз, еще чаще — в самые именитые из них. Бытует мнение, что вход в ГИТИС, ВГИК, Щепку (ВТУ им. М. С. Щепкина) и Щуку (Театральный институт имени Бориса Щукина) только для людей киношных кровей, а на одном из этапов вступительных экзаменов обязательно задают вопрос: «А вы из театральной семьи?». 


    Развенчать мифы помогла выпускница ГИТИСа Анна: «Такой вопрос реально могут задать на экзаменах, это не миф. Но его цель скорее в том, чтобы узнать — готовы ли вы служить в театре, отдавать всего себя. Я на экзамене вцепилась в стул и сказала: „Хоть убейте, я никуда не пойду“, поэтому меня взяли. А вот год назад я готовила к поступлению свою подругу, она знала все — от вступительных до ГОСов, но не прошла. Потому что для нее ГИТИС был одним из многих вариантов, а не единственным. Конечно, по моему мнению, это все один такой змеиный клубок, конкуренция жесточайшая, на начальных этапах кумовства и привилегий я не видела».


    Человек из индустрии, это хорошо, но зритель и потребитель контента — это совсем другое. Я составила свой социологический опрос (потому что оказалось, такого в целом нет) и выяснила, как россияне относятся к феномену непо-бейби. Как оказалось, большинство знают этот термин и относится к такой особенности индустрии нейтрально (50% респондентов). О том, что одни из самых знаменитых Голливудских актеров (Анджелина Джоли, Николас Кейдж и Бенедикт Камбербэтч) тоже входят в «тусовку непо-бейби», знают лишь 30%, возможно, это сказываются культурные и временные различия. А вот в вопросе о том, меняется ли отношение людей, когда они узнают о происхождении звезд, мнения разделяются: 55% за «нет» и 45% за «да». Все-таки дилемма происхождения была и остается спорной.  


    «Я бы их осуждала, но будь я на их месте — иначе бы не поступила», — поделился один из респондентов. Это вопрос морали, совести и неравенства — по сути, вечные и неразрешимые вопросы. Освещать такие вещи, как и сам феномен «непо-бейби» важно, чтобы напомнить и «простым смертным», и самому себе, что все эти сказки успешного успеха часто финансируются из кошелька родителей «селфмейдов». 

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум