2. Агрессивный маркетинг банков и МФО
Последние пару лет рекламные бюджеты растут не только у банков, но и у микрофинансовых организаций. Так, в 2023 году расходы МФО на рекламу увеличились в 1,5 раза, а компании активно тратили средства на привлечение новых клиентов. На группы МФО уже подписано более 1,3 млн человек, и число подписчиков постоянно растет.
При этом государство старается это регулировать: с 1 марта 2025 года в объявления с рекламой некоторых видов финансовых услуг нужно добавлять дополнительные предупреждения, например, предложение «Оценивайте свои финансовые возможности и риски».
3. Простые условия и популярность BNPL-сервисов
Кроме микрофинансовых организаций, продвигаются и сервисы оплаты частями. По данным сервиса «Долями», в 2024 году объем этого рынка вырос со 180 до 300 млрд рублей. Сейчас оплатить товар по частям можно практически на всех маркетплейсах и популярных онлайн-магазинах: это быстро и удобно. Среди основных преимуществ сервисов отмечают отсутствие процентов, возможность оформить оплату с карты любого банка и автоматические списания по графику. В то же время у системы есть и недостатки: рост уровня нерегулируемой закредитованности населения и повышенный риск импульсивных трат.
4. Реализация отложенного спроса
В 2022 году многие потребители перешли в режим сбережений из-за дефицита товаров и высокой неопределенности. В 2023 году они начали реализовывать отложенный спрос, что привело к увеличению кредитования. Этот фактор особенно актуален для ипотеки и автокредитов, где рост составил 27 и 36% соответственно.
5. Рост доходов населения
По данным Центробанка, рост доходов населения стал одной из ключевых причин увеличения потребительского кредитования. По информации Росстата, в 2024 года рост реальных располагаемых доходов населения РФ составил 7,3% в годовом сравнении. Высокие доходы позволяют людям одновременно сберегать и наращивать потребление, что стимулирует кредитование.
6. Влияние красивой картинки из соцсетей
В настоящее время нет прямых исследований, которые конкретно изучают влияние Instagram (деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ), блогеров и образа «красивой жизни» на уровень трат или кредитов населения в России.
Однако есть исследования, которые косвенно затрагивают эту тему. Например, блогеры и лидеры мнений в соцсетях могут повлиять на решение о покупке. А еще социальные сети расширяют круг сравнения, позволяя видеть образ жизни людей по всему миру, что искажает представление о «нормальном» уровне потребления. Поэтому вам и кажется, что сумки Birkin сейчас у всех, кроме вас, а отдых на Мальдивах доступнее, чем неделя в Краснодарском крае. Красивая картинка заставляет тратить больше на образ жизни, который де-факто недоступен с текущими доходами. Это может привести к увеличению расходов и потенциально стимулировать использование кредитов для финансирования этих трат.
«Соцсети, действительно, сыграли свою роль в моей истории с кредитами. Если не считать айфон, то 80–90% моих долгов — это обучение: курсы, тренинги, марафоны.
Раньше в рекламе показывали только успешные кейсы. Никто не говорил о тех, у кого не получилось, — разве что в контексте «недостаточно старался» или «испугался выйти из зоны комфорта». Красивые картинки, истории про «квартиру в 19 лет» и «доход 100К через неделю после курса» — все это работало на эмоции. Я верила: если у них получилось, значит, и у меня выйдет», — делится Александра, одна из героинь.