Подпишитесь на рассылку
img

Как сказки и мультфильмы воспитывают детей

img

Автор: Урбанская Дарья

Время чтения: 15 минут

Новости

  • «Я в детстве тоже хотела иметь волшебную палочку, чтобы сразу стать старенькой, как моя бабушка, получать пенсию и ничего не делать» 


    Раньше утро каждого ребенка начиналось с мультиков, а заканчивалось сказкой на ночь. Мы буквально жили в сказочных историях, взращивая себя на их волшебных сюжетах и персонажах. Став старше, казалось бы, отказываешься от этой привычки и входишь во взрослый, серьезный мир, но это не так.


    Почти каждый повзрослевший ребенок помнит песенку из своего любимого мультфильма, а поступки героев волшебных произведений иногда становятся примером и используются как аргумент в споре. Многие передают истории взросления своим детям, показывая и читая то, что когда-то нравилось им самим. Интересно еще и то, что запрос «мультики» в Яндексе искали около 17 миллионов раз.


    Однако что происходит с этими сказками и мультфильмами сегодня? Почему сюжеты, которые казались нам такими простыми и важными, сегодня вызывают совсем иное восприятие? Можно ли по-прежнему учиться у героев, и как сказки и мультфильмы воспитывают человека?


    Сейчас каждый из вас сможет ненадолго вернуться в детство и вспомнить любимые истории. Готовьтесь окунуться в омут памяти: для вас мы собрали самые яркие мультфильмы, прочитали захватывающие сказки и поговорили с человеком, который напрямую связан с индустрией. В этой статье вы узнаете о том, как зарождались сказки, почему они менялись из поколения в поколение, а также зачем взрослым стоит смотреть мультики.

  • История становления волшебства


    Сперва разберемся, как зародилась культура рассказывать и показывать что-то детям, откуда взялась такая иносказательность. Это появилось еще у древних людей, много тысяч лет назад. Древний мир — жестокое место, где у ребенка почти не было возможности оставаться маленьким. Взросление происходило очень быстро из-за необходимости выживать и работать. Детская смертность была огромной, но мироустройство и основные правила нужно было объяснять, поэтому в устном народном творчестве появились легенды и мифы, притчи, былины и сказки. Последние наиболее прочно закрепились и в современности.


    Впервые термин «сказка» или «сказание» появился еще в XVII веке, когда воевода Всеволод упомянул его в своей грамоте. Понятие же как литературный жанр ввел М. Д. Чулков в заглавии сборника «Пересмешник, или Славенские сказки».


    Первоначально такие рассказы передавались из поколения в поколение устно, отражая жизненный опыт, страхи, надежды и мечты разных народов. Они служили не только развлечением, но и способом объяснить окружающий мир, передать моральные уроки и сформировать нормы поведения. Со временем сказки начали записывать, и благодаря таким собирателям, как братья Гримм в Германии, Шарль Перро во Франции и Александр Афанасьев в России, эти истории, которым уже много веков, нашли своих читателей.


    Долгое время сказки, как литературный жанр, пытаются систематизировать и выделить системы образования сюжетов и персонажей, но сделать это сложно из-за того, что изначально они придумывались людьми и передавались из уст в уста, а о правилах никто не думал. Одна из первых классификаций принадлежит Александру Николаевичу Афанасьеву, чье дело продолжил Владимир Яковлевич Пропп, и с его интерпретацией массовый читатель знаком более всего. Из всего многообразия сюжетов он выделил:


    • бытовые сказки, где поучительно рассказывалось об обычной жизни и каких-то повседневных вещах. Самыми яркими примерами будут «Каша из топора», «Теремок», «Горошек каши»;
    • волшебные сказки, где герою помогают сверхъестественные существа или предметы. Среди них можно выделить «Золушку» и «Сивку-бурку»;
    • сказки про магических зверей, а также неживые предметы, которые могут разговаривать и помогать героям. Например, «Финист — Ясный сокол», «Кот в сапогах» и «Дикие лебеди»;
    • небылицы — короткие стихотворные истории, в которых важнее всего фантастический сюжет, переплетенный с чем-то максимально абсурдным. Из-за такого оксюморона получается забавный юмор. Одни из самых известных — это «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Злая кошка громко лает» и другие.
    • докучные сказки — где сюжет постоянно повторяется. Примером послужит известная всем история «Репка».


    Кроме того, сказки бывают авторскими. У всех на слуху «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина, которые он записал со слов своей няни Арины Родионовны. Также к ним относится «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова. Относительно современная история, которая отличается своей самобытностью и сюжетом, многие читали летом перед школой — это «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

  • Сказки вовсе не для детей


    Интересно, что с течением лет и веков устное народное творчество, даже записанное, развивается и подвергается изменениям из-за внешних обстоятельств: дети получают больше заботы, меняются нравственные ценности. Оказалось, что раньше сказки не всегда были добрыми и милыми историями, идеально подходящими для малышей. Нет, в прошлом эти произведения были гораздо более жестокими и кровавыми.


    В первую очередь это связано с тем, что далеко не все сказки воспитывали и предназначались для младшего возраста — некоторые из них были адаптированы для взрослого читателя. Кроме того, несколько веков назад никто не боялся, что ребенок увидит что-то «не то».

  • img
  • Принцесса не просто укололась — часть веретена воткнулась ей в палец или под ноготь. Проснулась она не от поцелуя принца, а потому, что один из ее младенцев высосал занозу. Откуда взялись дети? Принц, увидев прекрасную девушку, надругался над ней, после чего у нее родились близнецы. Сейчас такая история могла бы существовать лишь как хоррор или драма, но никак не как сказка, воспитывающая детей. Подобных примеров изменения сюжетов довольно много. Об этом хорошо рассказано в книге российской писательницы Уны Харт «Расскажи-ка мне ска…».


    Спустя века сказки подверглись изменениям и пришли к нам в виде, который каждый любит и знает. Наверное, вы замечали, что некоторые зарубежные мотивы похожи на русские и наоборот. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, быт людей в Европе и России был похож, люди во всем мире переживали одни и те же проблемы: гибель урожая, мачехи, которые издевались над падчерицами, желание вознаграждения и лучшей жизни за преодоленные трудности. Во-вторых, во время путешествий автор мог услышать историю, которую потом записал и издал в своей стране, как «Аленький цветочек». В-третьих, при переводе зарубежных произведений наши авторы нередко перерабатывали тексты, как «Золотой ключик».


    Что же касается нашего времени, то сказки остаются любимы детьми. BBC провели исследование в 56 странах и собрали 100 самых известных произведений. Туда вошли «Маленький принц», «Приключения Алисы в стране чудес», «Пеппи Длинныйчулок», «Хроники Нарнии», «Хоббит» и другие.

  • Архетипы сказочных героев


    Разобравшись с тем, как создавались и как работают сказки и мультфильмы, можно перейти к характеристике персонажей. Они подбираются не просто так. Владимир Пропп, о котором мы уже говорили ранее, создал такую классификацию, описанную в книге «Морфология волшебной сказки». Их оказалось всего семь:


    1. Герой или протагонист — главный персонаж, которому предстоит пройти путь и выполнить свою миссию. Их можно найти в любом произведении — Золушка, Елена Премудрая, Микки Маус, Гарри Поттер и другие.  


    2. Антагонист — злодей, который мешает герою достичь конца своей миссии. В сюжете таких персонажей может быть даже несколько, а иногда они могут выступать и в других ролях. Их также можно найти не только в сказке, но и в любом произведении: Кощей Бессмертный, Злая Королева, Волан-де-Морт, Снежная Королева и другие.


    3. Отправитель — название говорящее. Это существо (не обязательно человек), из-за которого герой отправляется в свое путешествие. В книге про Гарри Поттера им оказался Хагрид или царь, который отправляет своих сыновей за молодильными яблоками. А в «Волшебнике Изумрудного города» ураган переносит Элли в магическую страну, и так начинается ее путь.


    4. Даритель — это персонаж, который выполняет пассивную роль в сюжете, но вещь, которую он преподносит главному герою, значительно помогает ему в достижении цели. В сказке и мультфильмах про «Золушку» им выступает Фея-крестная, отправляющая Золушку на бал, в «Василисе Прекрасной» — это ее погибшая мать, которая подарила девушке куклу.


    5. Ложный герой — тот, кто хочет присвоить судьбу героя или идет по такому же пути. Он может быть как протагонистом, так и антагонистом. Один из самых известных положительных примеров — Невилл Долгопупс, который также мог стать жертвой Волан-де-Морта из-за предсказания. Персонажей с отрицательными качествами можно найти практически в любой сказке, где чаще всего это сводные сестры главной героини. Они пытаются добиться ее счастья и успеха, но из-за своих качеств не достигают этого.


    6. Чудесный помощник — может быть как волшебной сущностью, так и человеком, а иногда даже предметом. Его главная функция — помочь герою достичь цели, но в отличие от дарителя или отправителя, он следует за ним на протяжении всего пути. Например, Серый Волк, который следует за Иваном, помогая преодолевать трудности. А в «Гарри Поттере» — это Рон и Гермиона, которые на протяжении всех путешествий были вместе с мальчиком, который выжил. В сказке «Конек-Горбунок» им выступает герой, в честь которого названо произведение.


    7. Похищенный герой (искомый предмет) — типичная дева в беде или вещь, которую необходимо добыть. В «Снежной королеве» — это Кай, которого спасает Герда, в сказке про Кощея — яйцо, где он найдет свою смерть. Чаще всего это именно та цель, за которой идет главный герой.

  • img
  • Таким образом, строится практически все произведения, но то, что мы описали, — это маленькая часть мира сказок. Каждая из них уникальна, а мы лишь захватили вершину айсберга. Несмотря на то что мы говорили здесь только про литературные произведения, это все также действует и в мультфильмах, суть построения сюжета остается такой же.


    Сейчас же сказки не потеряли свою актуальность, а приняли немного другую форму — на их основе создают и развивают новые произведения и ретеллинги (прочтение старого сюжета в других условиях). Такое возвращение к детству невероятно популярно и пользуется спросом у читателей. Среди самых известных можно выделить «И жили они долго и счастливо» Алены Селютиной, «Избушка на костях» Ксении Власовой, «Там чудеса» Кристины Тэ и другие.


    Главная функция сказок и их предназначение состоит в необходимости объяснить людям, почему не надо есть из чужой тарелки, у кого никогда нельзя брать яблоки и как сделать так, чтобы тебе всегда помогали волшебные животные и вещи. Эти истории испокон веков направляют людей и следят за нравственностью уже много поколений.

  • Раньше было лучше


    Только читать людям какое-то время назад надоело, и началось развитие телевидения, а вместе с ним и мультипликации в ХХ веке. Одним из самых значимых событий стало появление в 1928 году мультфильма «Пароходик Вилли» с Микки Маусом, созданного Уолтом Диснеем. Это была первая анимация со звуком, которая произвела настоящий фурор и положила начало золотой эре мультипликации. С тех пор мультфильмы стали неотъемлемой частью детства миллионов людей по всему миру, а технологии их создания постоянно совершенствовались — от классической рисованной анимации до компьютерной графики и 3D-моделирования.


    По данным Кинопоиска, в список лучших мультфильмов вошли «Ну, погоди!», «Маша и Медведь», «Зверополис», «Шрек», «Жил-был пес», «Три богатыря», «Тайна Коко» и другие. Выборка была проведена по рейтингу произведения.


    Теперь, когда мы разобрались со всеми теоретическими аспектами, перейдем к практическим и сравним, как менялись мультфильмы сквозь года. Этого нельзя сказать про сказки, потому что большая часть из них написаны до XIX века включительно. Поменялось в них немного — только уровень жестокости, в остальном же их сюжеты остались неизменны. Как в России, так и за рубежом, они учат детей быть честными, добрыми и отзывчивыми, помогать людям и не бояться идти через трудности. Сказка показывает, что велика вероятность и удачи. Они дают понять, что хорошим человеком быть несложно, главное — хранить свет в сердце.


    С мультфильмами же ситуация немного другая — они создаются постоянно, начиная с XX века, и привлекают внимание не только детей, но и взрослых. Исследование Rambler&Co показало, что более 36% россиян любят смотреть на нарисованные сюжеты вне зависимости от возраста. Главное, что они там находят — героев детства, актуальные сюжеты, основанные на истории или фольклоре, а также особенности рисовки.


    Перейдем к примерам. Хочется рассмотреть, какие идеалы были важны советскому зрителю и как они изменились в современности. Начнем с самого известного мультсериала «Ну, погоди!». Сложно представить, чтобы сейчас на экранах показали курение или жестокость, где волк гоняется за зайцем. Кстати, интересный факт: в XX веке был очень популярен жанр анимации, где герои гонялись друг за другом, пытаясь навредить: «Том и Джерри», «Снупи», «Луни Тюнз» и другие. Раньше такое насилие являлось чем-то нормальным и смешило, сейчас же это можно увидеть только в мультиках, созданных для взрослого зрителя.


    Но вернемся к советским работам, чтобы ответить на вопрос: как же сказки и мультфильмы воспитывают человека? «Кот Леопольд» — это типичный мультфильм, в котором показано, что добродетель должна быть превыше всего, а злых мышей надо пожалеть и направить на путь истинный. Тогда как в современных мультфильмах уже нет подобного всепрощения. Кроме того, очень важным в прошлом было послушание, хорошее поведение и уважение к старшим, это видно в «Празднике непослушания» или «Крошке Еноте», где показывают, что будет, если не слушаться старших.


    В современных же мультфильмах такое следование чему-то «правильному» и послушание не являются высшей целью. Например, в мультсериале «Барбоскины», популярном у детей дошкольного возраста, герои часто демонстрируют капризность, безнаказанность, отсутствие уважения к старшим и серьезных семейных устоев. Для многих современных детей герой — это не идеализированный образ, а носитель вполне обычных несовершенств, что делает его более похожим на реальность.

  • Она вам не дева в беде: как менялись мультфильмы про принцесс


    Хорошие показательные примеры — диснеевские мультфильмы и их ремейки. Начнем с одного из самых провальных в последнее время — «Белоснежки». В 1937 году вышел одноименный полнометражный анимационный фильм, который стал новаторским в данном жанре, а также выиграл две премии «Оскар». Это классическая история, которая положила основу диснеевских принцесс. Мультфильм был первопроходцем и создал настоящий ажиотаж, но ремейк, вышедший в 2025 году, такого успеха не показал.


    Ни для кого не секрет, что в последнее время Дисней следует современной повестке, которая иногда бывает гиперболизирована. Итак, как же изменились нравы практически за 100 лет? Первая нестыковка: характер принцессы стал совершенно другим: если в классической истории она кроткая, самоотверженная и мечтает о любви, то «лучшая версия ее» ориентирована больше на себя. Новая Белоснежка невероятно активна, она борется за себя и не хочет любви. Из этого вытекает второе отличие: в оригинальном мультфильме одна из главных тем — любовь. Героиню спасает принц, целуя ее, и это один из самых важных моментов в истории, тогда как в ремейке этот персонаж просто отсутствует. Это показывает, что если раньше фокус был на любви и женщине, которая следует за мужчиной, ожидая своего спасения, то сейчас девушка сама в силах изменить свою судьбу. Однако зрители не оценили этого, и фильм набрал рекордно низкий рейтинг на Rotten Tomatoes и не окупился в прокате.


    Другой пример — «Русалочка». Рассмотрим советский мультфильм 1968 года, диснеевскую сказку 1989 года и современный ремейк. 

  • img
  • Сюжет всех, казалось бы, похож — дочь подводного царя спасает принца, влюбляется в него и вслед за парнем выходит на сушу, обменивая свой голос на ноги. Советская версия снята максимально точно по сказке Ганса Андерсена. Русалочка не имеет имени, она мечтает быть как люди, но не из-за чего-то материального, а из-за души. В ее мире волшебное существо живет долго, но потом навсегда умирает, тогда как люди имеют душу, которая не погибает никогда. Кроме того, любовь той Русалочки жертвенная и чистая. Ради принца она погибает сама, не причиняя ему вреда, хотя он выбрал другую девушку. 


    Любовь и цель выйти на землю у Ариэль другая. Как и в оригинальном мультике, так и в ремейке — она бунтарка, которой хочется приключений. И встречу с принцем она воспринимает как одно из них, и бросается с головой. Сам финал не имеет трагизма — героиня сразилась со злой ведьмой Урсулой и победила, получив в награду любовь Эрика. 


    Что же касается ремейка, то он отличается от классической версии желанием режиссера попасть в современную повестку и тему инклюзивности, также как и в «Белоснежке». Это отражается в сюжете, где главенствующим является принятие себя, феминизм и борьба за социальное равенство.


    Кроме того, тема семьи особенно сильно выделена в советской «Русалочке», когда сестры отдали свои волосы ведьме, чтобы спасти героиню. В других же версиях они играют гораздо меньшую роль.

  • От «Маленького принца» до «Смешариков»: влияние любимых произведений на поколения 


    Разобрав несколько отечественных и зарубежных примеров, мы поговорили с людьми и собрали их истории, которые показывают ценность мультфильмов и сказок.


    Саре 23 года, она рассказала про свою любимую историю, и что она значит для нее: 


    «В моем сердце особое место занимает „Маленький принц“ Сент-Экзюпери. Наверное, он показал мне, как многогранна бывает любовь, насколько взрослые иногда ошибаются, а еще то, что в любой ситуации нужно в первую очередь оставаться Человеком».



    Дарья, любитель мультфильмов с 30-летним стажем, прислала нам историю про мультфильм, который ее вдохновил:


    «„Король Лев“, который по счастливому совпадению вышел на экраны в день моего рождения. До сих пор всем сердцем его люблю за темы свободы, любви, взросления и становления личности».

  • img
  • Николаю 37 лет, он поделился с нами любимым мультфильмом:


    «Мне больше всего нравился „Ну, погоди!“. Я до сих пор с улыбкой вспоминаю невероятные приключения Волка и Зайца: их погоня и вечное противостояние научили меня не сдаваться перед трудностями и искать выход из самых неожиданных ситуаций, а также ценить добрый юмор в жизни. Моему старшему сыну уже 5 лет, скоро планирую показать этот шедевр, пусть знает, на чем мы росли».


    А Алиса, которой вот-вот исполнится 18 лет, подробно изложила произведения, сформировавшие ее:


    «„Холодное сердце“ (2013), ох, мой любимый мультфильм с того самого времени. Почему? Из-за Эльзы, думаю, и ее взаимоотношений с Анной. В принципе, сюжет для маленькой меня тогда был очень интересным и захватывающим. Люблю фэнтези-путешествия, когда за ними еще скрываются интересные персонажи. Что думала маленькая я, не помню… Помню только, что очень любила Эльзу и хотела себе такие же силы, как у нее.


    „Смешарики“, я думаю, этот мультфильм стал неким оплотом моей личности. В плане, разные персонажи, со своей жизнью и историями, в детстве меня это очень цепляло и мне было интересно наблюдать. Он, конечно, серийный и не совсем фильм, но…


    О, и еще! Мультфильм „ВАЛЛ·И“, он такой добрый и пропитан заботой главного героя к другому роботу. У меня он был на диске, и я постоянно его пересматривала. А еще „Тачки“… Тоже один из любимейших!»


    Валентине 58 лет, но она все с таким же восторгов вспоминает истории, на которых выросла:


    «Когда я думаю о своем детстве, в памяти сразу всплывают любимые сказки: „Бременские музыканты“, „Белоснежка и Краснозорька“ и „Конек-горбунок“. Особенно сильное впечатление на меня произвела „Беляночка и Розочка“, казавшаяся мне одновременно пугающей и завораживающей. Помню, как мы ходили на нее в кинотеатр несколько раз. Мрачный, дремучий лес, волшебные превращения медведя и птицы, сестры и старик-волшебник — все это приковывало внимание к экрану на протяжении всей истории. Даже сейчас, пересматривая ее, я ощущаю легкий трепет. А когда я читаю и показываю эти сказки внукам, то опять могу почувствовать себя маленькой девочкой».


    Анатолию 16 лет, он уже не ребенок, но с теплотой рассказал про любимые произведения:


    «Мне нравилось в детстве, когда мне дедушка про богатырей читал — Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича. Крутые мужики! Я и мультики про них люблю смотреть. Они всегда за правду, за слабых вступаются. Наверное, поэтому я сам стараюсь быть справедливым, если вижу, что кого-то обижают, не могу просто пройти мимо. А еще они никогда не сдаются, даже если очень сложно. Это тоже важно, думаю.


    А из зарубежного „Леди Баг и Супер-Кот“ — это уже больше про командную работу, про то, что вместе можно любую проблему решить. И еще про ответственность, которую получаешь, когда у тебя есть суперспособности. И то, что, даже если ты супергерой, важно оставаться самим собой, не зазнаваться. Ну и про любовь, конечно, там тоже прикольно все закручено. Мне кажется, эти мультики помогают верить в лучшее и не бояться трудностей».


    Кроме того, мы поговорили с аниматором Марией Ритвельд, которая поделилась своим мнением об идеологических изменениях в мультипликации:


    «Не секрет, что многие вещи в мультфильмах советских времен в современной России попали под запрет (кейс с волком из „Ну, погоди!“), но по большей части я бы не сказала, что в моральном облике персонажей произошли серьезные изменения. Злодеи все еще злые, герои — добрые. Если говорить о мировой анимации, то здесь, конечно, нельзя забыть про героев с „серой моралью“, которые как бы учат, что не бывает только исключительного зла и всеобъемлющего добра, бывают вот такие персонажи, которые запутались, которые травмированы, которые были обделены любовью, и вот на их пути встречается другой персонаж, который протягивает ему руку помощи и наставляет на путь истинный. Хорошая концепция, но довольно сложная для маленьких детей, хоть, как я считаю, и необходимая. Да, мы привыкли, что добро побеждает зло (во многих мультфильмах, по крайней мере), но я считаю важным объяснять детям: в мире не бывает черного и белого. Жизнь чуть-чуть сложнее».

  • Смешарики — главный мультфильм зумеров 


    Отдельно хотелось бы выделить мультсериал «Смешарики», который уже стал культовым. В отличие от советских мультфильмов и зарубежных аналогов, он ярко отражает реалии современного мира и обладает рядом уникальных особенностей.


    «Смешарики» отказываются от абсолютного деления на добро и зло. Каждый персонаж несет в себе одновременно положительные и отрицательные черты, что приближает их к реальным людям и их внутренним конфликтам. Мультфильм также не содержит морализаторства и не ставит перед собой цель наставлять детей, а представляет истории, где герои решают внутренние и социальные проблемы, подталкивая зрителей к самостоятельному осмыслению.


    Герои ненавязчиво поднимают сложные философские и психологические темы, такие как вопросы нравственности, идентичности, одиночества, смерти, борьбы за признание и перемен в жизни, что является редкостью для детских мультфильмов советской эпохи или зарубежных шоу. Современный визуальный стиль и юмор, яркая компьютерная анимация и разнообразные стилистические приемы помогают удерживать интерес юных зрителей, гармонично сочетая развлечение и глубокий смысл. Интересно еще и то, что в сериях есть моменты, которые понятны только взрослым, или раскрываются с определенным опытом, а их цитаты разлетаются по всему интернету.


    Бараш в одной из серий сказал: «Иногда случается, что вещи теряют свой смысл. Вот смысл окна, например, чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него, а смотреть там нечего. Ничего интересного. Или вот, какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл БЫТЬ по утрам? Непонятно. И непонятно, то ли жизнь всегда была бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся».

  • img
  • Совунья же произнесла вслух мечты всех детей: «Я в детстве тоже хотела иметь волшебную палочку, чтобы сразу стать старенькой, как моя бабушка, получать пенсию и ничего не делать».


    Или Кар-Карыч выдал правду жизни: «Все мы иногда чувствуем одиночество. Нам иногда не хватает собеседника, но это не значит, что мы одиноки на самом деле. Рядом с нами всегда есть тот, кто сможет понять наши переживания, выслушать нас, что-то подсказать. Как правило, одиночество и пустота вокруг нас — это плод нашего воображения. А на самом деле вокруг нас жизнь бьет ключом, в ожидании, когда мы вольемся в ее шумный и свежий поток».


    Что же касается идеологической составляющей мультфильма, то она максимально разнообразна: круглые антропоморфные существа показывают, как разные жизненные позиции могут сосуществовать и взаимодействовать в одном обществе. Они рассказывают о принятии и важности права на различия и компромиссы, а не о победе «одного взгляда». Подчеркивают необходимость поддержки инициативы и творческого самовыражения каждого персонажа, а также уважение к традициям и опыту, которые сочетаются с готовностью к переменам и инновациям. 


    Арина, 27 лет, рассказала нам, что «Смешариков» им показывали на парах в университете, чтобы разобрать психологические мотивы героев:


    «Особенно запомнилась серия „Мыльная опера“ о бесполезном споре Кар-Карыча и Лосяша, где все наелись мыла, но в итоге остались при своих мнениях. После каждого просмотра мы писали небольшие эссе, отвечая на экзистенциальные вопросы, и „отлично“ было получить сложно».  


    Таким образом, становится ясно, что мультфильмы несут в себе гораздо больше, чем просто развлечение. «Смешарики» из-за своих сюжетов и тем, которые они поднимают, интересны не только детям, но и взрослым зрителям.


    Татьяна, которой уже 24 года, поделилась с нами своими впечатлениями о мультфильме: 


    «Один из самых значимых мультфильмов для меня, конечно, „Смешарики“. Я считаю, что философский подход авторов к этому мультсериалу заслуживает максимального уважения. „Смешарики“ сформировали поколение и действительно закладывали многие философские и жизненные идеи в головы маленьких зрителей, даже если мы это осознали сильно позже».

  • Аниматор говорит


    Мария Ритвельд — аниматор, которая согласилась рассказать нам об особенностях создания мультфильмов, что поможет лучше понять, как они создаются и какие смыслы вкладывает в них создатель.


    «Вопрос об ответственности творца за свой вклад особых ценностей в мультфильм важен, но нужно понимать, о какой анимации мы говорим. Если это работа большой студии, то здесь от аниматора мало что зависит. Он действует по четкому ТЗ и сценарию, а после его еще перепроверяет большая часть команды, в том числе сценаристы и продюсеры. Формирование ценностей и мировоззрения — это вообще не зона ответственности аниматора. Его задача — передать действия, мимику, реакцию персонажа так, чтобы зрители, даже самые маленькие, поверили, и чтобы это выглядело красиво, конечно (за редким исключением).


    Если речь идет о малобюджетных студиях и проектах (а также о фриланс-проектах и частных заказах), где один человек берет на себя функции нескольких, здесь, конечно, все работает уже в рамках других условий. Но вообще, если берем аниматора просто как профессию, то контролировать формирование определенных взглядов на мир будущего поколения — не его зона ответственности. Именно по этой причине фестивальная анимация по большей части направлена на взрослых, знающих дядь и теть, и транслируется настолько узкому кругу зрителей, что пока вы не станете частью творческого мира, вы вряд ли о ней узнаете.


    Что же касается построения конфликтов, то лучше всего обратить внимание на классику, которая никогда не устаревает. Обычно это вопросы дружбы, ревности, лжи, предательства. Здорово, когда поднимают тему одиночества, особенно сейчас, в эру интернета. Важно доносить все эти вещи до ребенка, они также закладывают базу для жизни в социуме. Не только родители ответственны за воспитание детей, но и то, что ребенок видит, слышит, с кем общается и т. д. Конечно, мультфильмы не берут на себя ответственность прямо воспитать полностью ребенка, но определенные базовые вещи они прекрасно могут донести. Но и, конечно, это не должно превращаться в нравоучение.


    Когда речь идет о мере реалистичности и жестокости в детских мультфильмах, которую можно показать и не нанести травму ребенку, то очень многое зависит от возраста аудитории. Если мы берем совсем маленьких детей, то я считаю, что условный «Зверополис» — хороший пример «реалистичной» анимации. Авторы подняли в мультфильме колоссальное количество проблем, при этом не «вычищая» картинку, а наоборот, стараясь максимально точно донести свою мысль. Буллинг маленького лисенка Ника, звери, на которых ставили условные «эксперименты», стреляя в них «озверином», они же потом содержались в клетках, нападали и проявляли жестокость. Тема доверия через сцену с «перцовым баллончиком» против лис у Джуди, не каждый ребенок в возрасте 5–12 лет знает, что такое перцовый баллончик и для чего он нужен, почему женщины (в основном) вынуждены его носить при себе, как это делала главная героиня? О какой такой агрессии идет речь? Да, она столкнулась с жестоким буллингом в детстве, и это очередное напоминание, что дети жестоки. И многое другое. «Зверополис» — кладезь таких тем. Если же мы говорим о детях старшего возраста, подростках, я не думаю, что, во-первых, они не в курсе, ЧТО такое жестокость и какой она порой бывает, а во-вторых, ну, мы все читали про собачку с камнями на лапах в пятом классе, а фантазия детская порой намного ярче нарисованной картинки. Вспомните классику русскую и зарубежную, которую читают дети в школе. А что насчет «Чучела»? Прекрасное произведение, глубокое и важное, и достаточно жесткое.

  • img
  • Всего этого можно добиться благодаря разным приемам и техникам анимации. Здесь все зависит от насмотренности автора, аудитории и прямой задачи (ну и сценариста, конечно). Бывает, анимация без слов работает лучше, чем с текстом. Бывает, что одно воспринимается только через кислотные цвета и динамику, а бывает, что черно-белая слабо анимированная картинка в течение 10 секунд говорит больше, чем все остальное. Примеров множество, главное — не зацикливаться на одном и всегда искать новые варианты и пути развития вашей конкретной задачи в анимации. (Еще отличной точности высказывания служат ограниченный бюджет или время, вот здесь, как только не изогнешься!).


    В будущем мне бы очень хотелось, чтобы авторам дали чуть больше воздуха. Немного подвинули стандарты детской анимации. Было бы здорово в какой-то момент увидеть подростковую анимацию: им тоже есть что сказать. Пока образовательный контент — двигатель прогресса, но в какой-то момент и это наскучит, и я надеюсь, что дадут дорогу молодым авторам с их кислотными фонами и персонажами с серой моралью».


    Таким образом, становится ясно, как сказки и мультфильмы воспитывают детей и взрослых, и нужны, чтобы показывать, как работает этот мир, а также напоминать о его красоте и иногда простоте.

  • Привет от автора


    Всем привет!) Мы снова встретились с вами в конце этой большой статьи. Эта тема стала одной из моих любимых. Было интересно разобраться в особенностях мультфильмов и сказок, и выяснить, для чего же они нужны. 


    С детства русские народные сказки, такие как «Марья Моревна», «Царевна Лягушка» и «Василиса Прекрасная», оказали на меня огромное влияние. Через эти волшебные истории я открыла для себя глубину народной мудрости и необычайную силу сказочного мира.


    Среди мультфильмов особое место в моем сердце занимает «Том и Джерри» — забавные и живые приключения этого неугомонного дуэта всегда поднимали мне настроение. Советский мультик про Мурзилку оставил глубокий след в моем сознании, и именно после его просмотра я поняла, что хочу связать жизнь с журналистикой. Также современный мультфильм «Смешарики» продолжает меня вдохновлять — настоящие, живые герои, которые учат не только детей, но и взрослых быть добрыми и открытыми.


    Сейчас мне особенно интересно разбираться, как сказки воспитывают детей, я люблю смотреть мультфильмы, ведь они дают возможность возвращаться в беззаботное детство, полное радости и чудес. Сказки и мультфильмы — это мост между прошлым и настоящим, который показывает, как менялась история мира.

Еще статьи на эту тему

Подпишись на рассылку, чтобы узнавать о новых статьях первым

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум