Подпишитесь на рассылку
img

«Чем выше горы, тем ниже «Приоры»: почему кавказцы любят тюнинговать свои автомобили

img

Автор: Рыбалкина Анастасия

Время чтения: 10 минут

Новости

  • Им все равно на мнение окружающих и презрительные комментарии, но есть то единственное, чего они так боятся — высоких лежачих полицейских. Зато их автомобили узнают всегда.


    «Чем выше горы, тем ниже «Приоры» и «Низкий ТАЗ радует глаз» — эти фразы неоднократно слышал или видел каждый на просторах интернета. Многие воспринимают их со смехом, но для участников движения — это девиз, хобби, смысл их жизни. Северный Кавказ можно считать «российской столицей» автомобилей с заниженной подвеской: именно в Пятигорске находятся тюнинг-центры, где родилась тенденция ставить машины «на пороги». Летними вечерами, особенно в курортной зоне на Лермонтовском разъезде, можно увидеть множество модифицированных автомобилей, выстроившихся в ряд.


    Существует сообщество с аббревиатурой БПАН, которое можно расшифровать как «без посадки авто нет», и впервые оно зародилось на Кавказе. Суть движения — особый тюнинг автомобиля, который подразумевает «занижение» автомобиля, чем ниже машина, тем она считается круче.

  • Возникновение тюнинга: XX век, США


    Тюнинг заниженных автомобилей, как отдельное направление, начал формироваться еще в 30-х годах XX века, когда в США возникло движение под названием Pachucos. Это субкультура, сформировавшаяся среди латиноамериканцев, преимущественно занятых в нелегальном бизнесе, стремилась выделить свои машины из общего потока. Мексиканские эмигранты, чтобы снизить клиренс (расстояние между нижней частью кузова автомобиля и дорогой, влияющее на его проходимость), срезали пружины и рессоры, перемещали выхлопные трубы на боковые стороны и иногда убирали крышку капота.


    В 1960-х годах интерес к заниженной подвеске возобновился среди автолюбителей США, ностальгирующих по прошлым традициям. Однако немало людей, избегающих кардинальных изменений, загружали тяжелые грузы в свои пикапы, дабы избежать механических вмешательств.


    В России концепция БПАН долгое время оставалась незнакомой. В 1990-х годах «тренд» на заниженные автомобили охватил только Европу и Азию, а в нашей стране полноценная субкультура начала формироваться лишь в 2010 году. Тем не менее она стремительно завоевала популярность и продолжает привлекать молодежь и по сей день.

  • Эволюция тюнинга: XXI век, Япония


    Истоки наблюдаемого явления также пришли в Японию, в начале 90-х, отсюда и выражение «токийский дрифт» и популярная песня с одноименным названием. Сиквел «Форсаж» в начале двухтысячных продемонстрировал нам свою автомобильную культуру спортивных авто с низкой подвеской, которую переняли кавказцы. Гладкие и серпантинные дороги, минимальные ПДД в регионах стали отличной почвой для распространения нового вида тюнинга, только вместо иностранных спорткаров в пользование пошел отечественный автопром «АвтоВАЗ», здесь, как говорится: «чем богаты».

  • img
  • Существует два ключевых японских термина, которые стоит запомнить: «тоге» и «канжо».


    Слово «тоге» можно перевести как «горный перевал», а «канжо» обозначает дорогу в Осаке, представляющую собой городскую развязку. Оба этих места стали сценой для незаконных уличных гонок. В мире канжо царствовали «цивики» (Honda Civic), на которых молодые японцы резвились по улицам Осаки, уклоняясь от правоохранителей и создавая настоящий беспорядок.


    Канжо превратился в легенду — водители и их автомобили тщательно скрывали свои личности, а машины меняли облик каждый день. В то время как гонки на тоге проходили по извивающимся горным маршрутам, эти соревнования были сосредоточены на том, чтобы максимально быстро подниматься или спускаться по перевалам.

  • img
  • Здесь встает вопрос: какое отношение это имеет к России? А дело обстоит так: вместо Civic берем переднеприводный хэтчбек от АвтоВАЗа и заменяем японские горные дороги на южные серпантины Кавказа — и получается российский аналог. В нашей стране действительно проходят такие гонки, порой они имеют официальный статус. Существуют также менее формальные мероприятия, когда водители собираются в колонну и устраивают заезды на извивающихся дорогах. Важнее всего здесь не сами гонки, а автомобили, которые создаются специально для этих мероприятий.


    — Основные модели автомобилей АвтоВАЗа для тюнинга — «Семерка», «Восьмерка», «Десятка», «Приора», «Калина», а иногда даже «Гранта» и «Веста». Это, конечно, не весь список используемых автомобилей, важно, чтобы машина выглядела как гоночная, с атрибутикой кольцевых гонок. Этот стиль сочетает в себе японские корни, русскую душу и кавказскую дерзость.


    Что значит кавказская дерзость? То есть появление заниженных авто именно на Кавказе каким-то образом связано с особенностью их характера? Узнали ответ у армянина:


    — Все знают: кровь у кавказцев действительно «горячая», и многие обращают внимание на то, что они любят демонстративно показывать то, что у них есть. Этот вид тюнинга — еще один способ выделиться, правда, машины у них не спортивные, но все же они первые, насколько мне известно, похвастались новым видом тюнинга конкретно в России. Уходя в прошлое, люди на протяжении всей жизни гонялись за мамонтами, а самый быстрый охотник добывал его шкуру для своей возлюбленной и становился «вожаком». Кавказцы до сих пор живут по тому же принципу, на этом примере с заниженными тачками они просто показали, что в России первопроходцы. Сообщество БПАН стало почвой для новых соревнований и выяснений, чья же машина круче выглядит, именно выглядит, потому что этот вид тюнинга не характеризуется повышением ездовых качеств, а основан на ее внешней привлекательности, насколько она наравне со спортивными японскими тачками.

  • Южане «не повторили, а вдохновились»: интервью с владельцем сообщества БПАН из Перми


    В 2010 году на Кавказе стремительно развивается новое модное движение, создаются сообщества «ВКонтакте» для публикаций фотографий ласточек. Собираются мероприятия, сходки, организованные акции для демонстрации переделанного автопрома, чтобы понять у кого же все-таки круче. Чтобы узнать об особенностях кавказского тюнинга и почему они этим занимаются, «Газета» взяла интервью у одного из владельцев сообщества «ВКонтакте» БПАН из Перми, а также у автомеханика, чтобы узнать, какие способы «опущения таза» существуют и сколько стоит каждый из них.

  • — Вопрос, который интересует каждого, кто хоть раз слышал об этом движении – ЗАЧЕМ? Зачем вы это делаете, на машине ведь не поездишь, сами знаете сколько существует шуточных выражений про лежачие полицейские и дно, которое гремит при езде. В интернете можно найти немало историй о том, как уроженцы некоторых южных регионов в России, нанимают эвакуаторы только для того, чтобы привезти свой заниженный автомобиль в Москву, не повредив его по дороге. Я сама в Сочи как-то видела мужчин, достающих дощечки из багажника, чтобы опереть их на лежачие и преодолеть препятствие без курьезов.


    — Похожим образом, как и любой другой способ модификации автомобиля, уменьшение дорожного просвета преследует эстетические цели. Такой внешний вид не требует больших материальных затрат, и при этом выглядит достойно. Однако восприятие этой «красоты» бывает разным. Как и в 1930-е годы в Латинской Америке, российские молодые люди снижают высоту автомобиля в основном ради улучшения его внешнего облика. Разумеется, у каждого есть собственное мнение на этот счет, но для любителей БПАН это именно так и выглядит. У нас нет уличных заездов, и все встречи проходят как выставка автомобилей, а не как спортивные соревнования. Локации мы выбираем каждый раз индивидуально. Кто-то ездит на таких автомобилях, просто со временем они привыкают к особенности посадки, и у водителя вырабатывается «аккуратный» стиль езды.


    Занижение автомобиля должно составлять не менее 70 или 90 процентов от заводского уровня. Несмотря на уменьшенную высоту, мы без проблем проезжаем ямы, бугры, кочки и «лежачие полицейские». Как и другие водители, на таких участках мы ведем себя осторожно и внимательно. С течением времени у автомобилиста с заниженной подвеской формируется особый стиль вождения, позволяющий с легкостью преодолевать практически любые участки дороги, главное — это снизить скорость.

    Что касается реакции от окружающих, то она бывает разнообразной. Некоторые осуждают (в основном это консервативные водители), в то время как другие в автомобильном потоке одобрительно поднимают палец вверх.


    — Расскажите, про ваше сообщество, это только группа «ВКонтакте» или вы собираетесь лично? Какая основная категория участников БПАН?


    — Пермский филиал всероссийского движения любителей автомобилей с опущенным дном БПАН был основан 13 лет назад. Первая встреча состоялась 5 мая 2012 года и была приурочена к всероссийскому событию. С тех пор мы собираемся в этот день ежегодно. Сейчас в нашем сообществе «ВКонтакте» насчитывается больше 50 тысяч участников. Однако на наши встречи в среднем приезжает около 150 человек и 500 зрителей не только из Перми, но и из других регионов. Возраст зрителей варьируется от детей до взрослых 40 лет и выше. Девушек, участниц фестивалей, всего одна-две на встрече, но как болельщиц их очень много.


    — Какие автомобили тюнингуют участники сообщества?


    — Только около 20% автомобилей на встречах составляют иномарки. В основном движение посвящено отечественному автопрому, замеры авто делятся по классам. Первое разделение — это статика (автомобили на заниженной подвеске статичной, с укороченными стойками и пружинами), а также на пневмоподвеске, когда машина опускается и поднимается с помощью воздуха. Каждый из этих двух классов подразделяется на семь «классиков» по моделям автомобиля: Жигули классика, Спутник, Самара, десятое семейство, Приора, Калина-Гранта.

  • img
  • Теперь обратимся к мастеру автомеханики, чтобы узнать стоимость затрат и каким образом машины можно занизить.


    — Сколько разнообразных способов существует и какие из них наиболее безопасные?


    — Наиболее популярный, но при этом небезопасный метод, которым в основном пользуются начинающие «бпановцы» — это срезание пружин. Этот способ не требует особых знаний в области автомобилей и является самым быстрым из всех вариантов. Чтобы занизить машину таким образом, достаточно снять пружины, убрать несколько витков и вернуть пружины на место. Однако такой «халявный» способ, скорее всего, приведет к тому, что вскоре вы столкнетесь с поломками амортизаторов и «ходовой частью» автомобиля. После обрезки 2–4 витков нагрузка на стойки значительно увеличивается, что в будущем может привести к деформации кузова.


    Другим методом понижения клиренса является установка комплекта короткоходных амортизаторов. Однако здесь также есть свои недостатки: такие стойки отличаются большей жесткостью, что может негативно сказаться на работе некоторых частей подвески автомобиля. Высота кузова снижается, однако мягкость и комфорт при передвижении по разбитым дорогам остаются на прежнем уровне. Цена таких комплектов может достигать до 30 тысяч рублей, в зависимости от бренда, производителя деталей.


    Пневматическая подвеска представляет собой один из самых затратных, но и обоснованных с технической стороны способов интегрироваться в «субкультуру». Установку этой системы возможно осуществить исключительно на специализированных сервисных станциях. Радикальный тюнинг, включающий в себя установку пневматики, является дорогим решением, однако он предоставляет возможность регулировать дорожный просвет прямо из салона автомобиля. Тем не менее следует учитывать, что пневмоподвеска считается необъятной и сложной системой, которая в российских условиях может оказаться ненадежной — с большой долей вероятности она выйдет из строя в ближайшее время. По цене автозапчасть плюс установка в среднем только от 30 тысяч рублей.


    Последний и самый щадящий (почему и дорогой) способ — это установка комплекта подвески с настройкой клиренса. Это удобно, но требует вложений около 100 тысяч рублей и более.

  • Как еще прокачать тачку, чтобы не только лежачих полицейских не пропускать, но и посты ГИБДД


    Кавказцы дополняют общую картину заниженного автомобиля с помощью других «дерзких» деталей, которые не оставят без внимания сотрудников ГИБДД. Это, конечно же, тонировка передних стекол, большие диски, красивые номера, мощная аудиосистема, заниженность машины, как минимум на 7 см от стандартной комплектации, и обязательное отсутствие лишних элементов таких как: брызговики, подкрылки, ветровики и т. д.


    Как пишет начальник нижнекамского отделения ГБУ «БДД» Ильсия Сафонова, практически у каждого водителя, кто пренебрегает правилами тонировки авто, находится масса объяснений.


    «Обычно они звучат так: „Как раз ехал снимать или только приобрел машину“ „Меньше любопытных взглядов“, „Солнце не так печет“. Но с каждым рейдом причины становятся все интереснее: „По кайфу“, „Знаю, что нарушаю“, „Больше не буду“, „Чтобы с мальчишками не знакомиться“», — рассказала Ильсия Сафонова.


    Также она напомнила, что светопропускание передних стекол и ветрового стекла должны быть не меньше 70%.

    «Шторки, специальные затемненные сетки, голубые отражающие пленки, которые устанавливают на автостекла, тоже считаются нарушением, если ограничивают обзор», — подчеркивает начальник нижнекамского отделения ГБУ «БДД».


    Штраф за подобное правонарушение — 500 рублей. Если на месте водитель отказывается снимать пленку, ему выпишут предписание и дадут время устранить нарушение — обычно это 10 дней.


    Номера южане предпочитают, максимально приковывающие внимание не только обычных людей, но и патрульных. Сотрудники часто останавливают машины с номерами 777, 666, с расстановкой букв по типу ХАМ и ВОР.

  • img
  • Актуален ли тюнинг сейчас


    Опросили 54 кавказцев, многие из которых раньше занижали свои авто. По результатам, только 16,7% опрошенных считают, что кавказский тюнинг двухтысячных не утратил свою популярность.

  • img
  • 31,5% человек думают, что этот вид тюнинга неактуальный, изжил себя, и отмечают, что этим занимаются в основным молодые ребята, у которых пока нет средств на приобретение дорогостоящего автомобиля с хорошими характеристиками. Они хотят выделиться и немного приблизить вид «тачки» к спортивной. Бесплатно срезать пружину — это просто способ подстроиться под «субкультуру», но этот метод быстро выведет машину из строя.


    «Если бы у меня тогда были деньги, я купил бы себе новую спортивную тачку и не стал бы заниматься этой ерундой» — комментирует бывший участник движения, сейчас он передвигается на спортивном Nissan Skyline.


    25,9% опрошенных сошлись в остром мнении, что все перечисленные модификации вызывают только смех и показывают несерьезность и нежелание заниматься чем-то действительно дельным.


    Остальные 25,9% не видят в автомобилях «с режущей асфальт подвеской» ничего эстетичного и считают этот способ модификации «колхозом».


    И только 9 человек, проголосовавших положительно, состояли в этом движении и с трепетом вспоминают былые времена.


    «Нам было так по кайфу, это был наш смысл жизни, хобби, просто со временем мы выросли, и зарплаты выросли, и запросы стали пошире. Плюс после 2013 года появилось множество законов, запрещающих отдельные виды тюнинга. Сотрудники нас ненавидели, считали, что мы мешаем движению, хотя быстро передвигаться мы не могли».

Еще статьи на эту тему

img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум