Подпишитесь на рассылку
img

Будущее авторского кино в России

img

Автор: Алина Перчиц

Время чтения: 15 минут

Новости

  • Авторское кино: есть ли у него будущее в России


    Существует стереотип, что у нас плохо снимают кинокартины. Недостаточное финансирование, отсутствие профессионалов в сфере, стремление увеличить кассовые сборы, не думая о зрителе, приводит к тому, что люди отказываются посещать кинотеатры. 


    После ухода западных студий количество зарубежных фильмов на экранах сократилось. Отечественные картины в 2024 году составили 21% от общего проката, а сборы российских фильмов в июне достигли 78%. Однако, несмотря на рост производства, посещаемость кинотеатров в первом квартале 2025 оказалась самой низкой за три года. Это связано с экономическими сложностями, снижением покупательной способности и ростом цен на билеты.


    Совместно с редакцией «Газеты» и приглашенным режиссером мы решили разобраться в проблемах отечественного кинематографа, особенно в авторском кино, чтобы понять, есть ли у него будущее в России.

  • История создания


    Первый кинопоказ в России состоялся 16 мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Лента длилась 10 минут и включала в себя фрагменты документальных фильмов братьев Люмьер про рабочих, прибытие поезда и разрушение стены.


    Поначалу в России показывали картины, снятые иностранцами, в основном французами. Спустя 12 лет на экранах стали появляться сюжеты, рассказывающие о российской жизни, например, «Понизовая вольница», «Оборона Севастополя», «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».


    В XX веке российский кинематограф разделился на два больших направления — авторское и зрительское. В первом случае мы имеем дело с уникальной задумкой, неповторимостью, во втором же — экшеном, быстрой сменой кадра и стремлением постоянно удерживать внимание зрителя. 


    Большинство развлекательных фильмов, которые я смотрела, быстро забылись, а вот авторское кино всегда оставляло послевкусие.
    img
  • Какие трудности испытывает авторское кино


    Если сравнивать два направления, то больше проблем у авторских фильмов, их аудитория попросту еще меньше. В таком творчестве режиссер ориентируется в первую очередь на сюжет и личное видение, а не на массовость, выражает свои взгляды, идеи и художественный замысел, зачастую через исследования человеческих проблем. В авторском кино любят экспериментировать с формой и содержанием, не стремятся угодить массовому зрителю, могут поднимать сложные, философские темы, не всегда понятные большинству. Еще одно отличие авторского кино заключается в том, что прибыль не главная его цель. 


    У таких фильмов есть свои ценители и фанаты, но его популярность с 2019 года снижается:


    • В 2023 году сборы российского артхаусного и арт-мейнстримного кино составили 156 млн рублей, что почти вдвое меньше (289 млн рублей).
    • Посещаемость уменьшилась до 500 тыс. человек с одного миллиона.
    • Количество русского авторского кино, вышедшего в прокат, сократилось: с 31 фильма до 18.

    Мы взяли интервью у режиссера, сценариста и монтажера Владислава Вдовина, работающего в жанрах драмы, комедии и короткометражного кино. 


    «Мне ближе термин „режиссерское кино”. Это не жанр и не признак бюджета, а вопрос — кто принимает финальные творческие решения? Если это режиссер — тогда перед нами и есть авторское, режиссерское кино, которое может быть любым: и с многомиллионным бюджетом, и камерным, и экспериментальным, и вполне жанровым. Его не определяет масштаб, а только степень включенности режиссера на всех этапах: от написания сценария до титров. Иногда даже в них можно заложить жанровую подсказку или комментарий к происходящему. В отличие от продюсерского кино, где фокус часто смещается на жанровую востребованность, яркость сценария, финансовую успешность и эффективность, режиссерское кино — это прежде всего картины смысла. В нем важнее не „что сработает”, а „что честно”. Хотя и там, и там могут быть выдающиеся фильмы. Просто авторское кино чаще задает себе и зрителю неудобные, личные, живые вопросы».


    Также мы узнали, какие вызовы стоят перед теми, кто работает в сфере режиссерского кино:


    «Главный вызов — ответственность. Режиссер не просто собирает фильм, он думает, ищет и соединяет. Это сложная профессия. Можно „делать кино”, а можно искать — смысл, решение, выразительную форму. Вот это — вызов. Делать не по шаблону, а по сути».


    Авторы всегда реагировали на изменения, происходящие в обществе, и в картинах стремились показать свое отношение к ним. Авторское кино — это прежде всего личностное, художественное высказывание режиссера, а зрительское — продукт индустрии развлечений, рассчитанный на массового зрителя. Например, «Лед» и «Холоп» — массовое, «Все умрут, а я останусь» или «Ученик» — авторское.

    img
  • Проблемы кино в России


    Почему российский зритель так ругает свой же кинематограф? И история есть, и столько известных работ. Современные фильмы стремятся покорить, но, когда картины выходят в свет, этот же массовый зритель готов бросаться помидорами. Причем у американских работ почему-то наоборот. Получается парадокс: режиссеры пытаются сделать стоящее кино для зрителя, а он отвергает эти старания. В итоге, по мнению людей, зарубежное становится лучше отечественного. 


    Во-первых, российский зритель привык думать, что в стране снимают слишком много плохого и заказного кино, для хайпа. Например, «Крым», «Турист» или «Вызов» обсуждались обществом как примеры фильмов, снятых не столько ради художественной ценности, сколько для пропаганды, получения прибыли и рекламы. Поэтому у некоторых складывается впечатление, что кинематограф — это не искусство, а бизнес. 


    Во-вторых, зритель обращает внимание на непрофессионализм актеров и отсутствие умения вживаться в роль. Считается, что на съемочную площадку пропускают больше по знакомству, чем по-настоящему талантливых актеров. Например, думают, что Анна Пересильд и Иван Янковский достигли успеха благодаря кумовству. Об этом явлении мы писали в материале «Газеты» «Кто такие непо-бейби».


    В-третьих, не хватает средств для продвижения «того самого» кино. Максимальную прибыль стараются забрать из второсортных картин, поэтому их активно рекламируют. Фраза «хороший продукт в рекламе не нуждается» теряет смысл. Так, например, на производство и продвижение фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» было потрачено 360 млн рублей, однако он не оправдал ожиданий ни по сборам, ни по отклику аудитории. Его раскритиковали за попытку заработать на фамилии вратаря. Мы спросили у Владислава, чего не хватает российскому кинематографу:


    «Главное — это времени, потому что кино — это не только производство, это еще и поиск. А поиск требует простора. Нужно время, чтобы попробовать, ошибиться, отступить, пересобрать. Чтобы почувствовать, как сцена дышит, как движется история. Чтобы не просто собрать фильм, а собрать его живо.
    Режиссура — это искусство соединять: сценарий, съемку, игру артистов, монтаж, звук, музыку, цвет, графику, титры в одно гармоничное звучание. На это уходит не неделя и не месяц. А когда график жмет, решения принимаются „на сдачу», все сводится к технической реализации — вместо того, чтобы искать художественное выражение.
    Я вспоминаю пример Тарковского со Сталкером. Он переснимал фильм трижды. По сути, заново собирал всю ткань высказывания — потому что чувствовал: не достиг нужного. В итоге — один из важнейших фильмов XX века, и Приз международного жюри Каннского кинофестиваля в 1980 году. Такой результат был возможен только потому, что автор имел право передумать и искать до конца.
    Сегодня это редкость. Но если мы хотим не просто выпускать фильмы, а создавать кино, которое будет значимым и для зрителя, и для времени — нужно больше пространства. И это не абстрактное „вдохновение». Это очень практичный ресурс — время. А за ним всегда стоит продюсерская воля и бюджет. Так что, возможно, правильнее сказать: не хватает доверия к процессу. К тому, что фильм рождается не по графику, а по ощущению». 


    И все это — даже не говоря об авторском кино. У российского кинематографа есть достойные работы, но их нужно уметь искать. Для любителей кино они становятся надеждой на то, что в нашей стране все же снимают хорошие фильмы. 


    Владислав: 

    «Нельзя думать, что зритель хочет только зрелищности. Люди любят хорошее кино. Хотя в кинотеатры сейчас чаще идут на блокбастеры, аттракционы и известные франшизы, а дома, на онлайн-платформах, выбирают как раз то самое честное, душевное. Думаю, все циклично. В какой-то момент зритель снова захочет видеть на большом экране не чудовищ, а чувства. А задача индустрии — дать этим фильмам шанс быть увиденными». 
  • Как дела у российского авторского кино сейчас


    Несмотря на критику, отечественный кинематограф не сдается, а продолжает снимать и реализовывать масштабные проекты. Режиссеры пытаются создать что-то неповторимое и оригинальное, не гонясь за охватами.


    Яркий пример — фильм «Географ глобус пропил» (2013) Александра Велединского. В главной роли — мужчина средних лет, который устраивается учителем географии в школу. Эту роль исполняет один из известных российскому зрителю актеров Константин Хабенский, возможно, и поэтому кино приобрело популярность.


    Прежде всего, фильм обращается к важным социальным вопросам. Главного героя словно пытаются оправдать: он образованный и интеллигентный человек, который устраивается работать учителем и получает низкую зарплату. В то же время он оказывается в окружении, которое подталкивает его к алкоголю и деструктивному образу жизни. В картине одновременно затрагиваются несколько тем — социальная обстановка, отношения и конфликт поколений.


    В одном из интервью Александр Велединский отвечает на вопрос о морали своего фильма. Оказывается, режиссер и сам не знает, в чем она заключается, а в картине простой смысл — быть человеком.


    Рейтинг фильма на «Кинопоиске» — 7,8. Публика видит работу не как предмет для отдыха, а произведение, над которым можно поразмышлять: 

    img
  • Актерскую игру тоже оценили, особенно профессионализм Хабенского. У некоторых есть вопросы к сюжету, который не имеет хэппи-энда:


    img
  • У меня фильм оставил смешанное впечатление, но как будто бы в нем много сюжетных линий, и из-за этого не совсем понятно, что хотел нам рассказать режиссер. На мой взгляд, картина сильна качеством съемки, а не самим сюжетом.


    Рассмотрим еще один авторский фильм — «110» (2023) режиссера Ильи Михеева. В центре — трагедия в элитном художественном лицее Санкт-Петербурга: десятиклассница Полина совершает самоубийство. Кого осуждать — непонятно, но первыми подозреваемыми сразу стали ученики. Любого из них могут обвинить по 110-й статье Уголовного кодекса РФ — отсюда название. 


    Конфликт поколений — одна из главных проблем фильма. Также это буллинг, ответственность за поступки и неспособность взрослых слышать детей. Некоторые сюжетные моменты кажутся странными и необоснованными, но в каждом из них заложен смысл. Например, сцена с танцами дома может показаться абсурдной, однако это — попытка наладить отношения с дочерью. 


    Фильм Ильи Михеева стал не таким популярным, как «Географ». Даже не столько из-за менее заметных актеров, сколько из-за больших пауз и растянутости сцен:

    img
  • Однако в основу сюжета заложены темы жестокости подростков и воспитания детей, что не могло не зацепить зрителя:


    img
  • На мой взгляд, многое можно было сделать более динамичным, также некоторые моменты становятся понятными далеко не сразу. Например, о том, что же произошло с девочкой, мы узнаем только через диалоги — в самом начале об этом не говорится.


    К популярным социальным лентам также относят «Волчка», «Дурака» и «Левиафана». Эти фильмы через личные истории героев раскрывают глубокие проблемы общества: «Волчок» — о распаде семьи и детской боли, «Дурак» — о моральном выборе и социальной несправедливости, «Левиафан» — о борьбе «маленького человека» с коррумпированной властью.


    Владислав: 

    «Для меня обязательно к просмотру — Тарковский, Муратова, Балабанов, Звягинцев. Их фильмы — это не просто истории, а живые люди, которые остаются с тобой надолго. Среди современного — „Кончится лето” Владимира Мункуева и Максима Арбугаева, „Китобой” Филиппа Юрьева, фильмы Александра Ханта. Мне нравятся кино, в котором чувствуется личный взгляд — неважно, это полный метр, короткий или сериал. На ММКФ я посмотрел „Семейное счастье” Стаси Толстой и „Мужу привет” Антона Маслова — в обеих работах видно, как режиссер осознанно выстраивает свое повествование. Из сериалов отмечу „Аутсорс” Душана Глигорова. Во всех этих проектах чувствуется главное — за кадром стоит не производство, а живой человек, у которого есть что сказать. Повторюсь, я не делю кино на авторское и неавторское — есть просто хорошее кино, которое всегда сделано человеком, у которого есть что сказать. Сейчас фильмов много, и особенно важно искать те, что не шумят, а говорят». 
    img
  • Какое авторское кино снимают за рубежом


    Авторское кино за рубежом — это независимые, часто экспериментальные фильмы. Однако самой картине, съемке и деталям уделяют много внимания и тщательно прорабатывают ее. В сравнении: российские авторские картины, как правило, глубже погружены в национальные особенности, часто воспринимаются как «кино не для всех» и реже становятся массовым хитом.


    Например, яркие примеры успеха — «Паразиты» Пон Чжун Хо, «Форма воды» Гильермо дель Торо, а новый хит — «Анора» Шона Бейкера с российскими актерами, собравшая почти $ 60 млн в мире. В картине поднимается проблема социального расслоения и столкновения разных миров — бедной стриптизерши Эни (Аноры) и сына русского олигарха Вани. Фильм показывает, как деньги и власть способны разрушить чувства и личную свободу. Картина получила массу наград, главная из которых — пять «Оскаров», а также номинация Юры Борисова. И этот фильм — авторский, режиссер которого на массовость рассчитывал не в первую очередь. В одном интервью Марк Эйдельштейн сказал, что за проект платили немного, и это была работа за идею, а не деньги.


    Владислав: 

    «У нас мало внимания уделяется продвижению: хороший маркетинг — это тоже часть кино. Отличный пример — фильм „Анора” Шона Бейкера. Его бюджет на производство составил $6 миллионов, а на маркетинг — $18 миллионов. В три раза больше. И это не случайность. Именно благодаря мощной и грамотной кампании фильм оказался в поле внимания — у зрителей, критиков, фестивалей. И именно это в том числе помогло фильму завоевать столько наград».


    По популярности зарубежные авторские картины значительно опережает российское. Например, британское независимое кино в 2024 году заняло 1,7% мирового бокс-офиса (выручка от продажи билетов на сеансы). Для сравнения: ни один российский фильм не входит в топы по сборам за пределами СНГ, а доля на международном рынке близка к нулю.


    Даже самые успешные отечественные артхаусные фильмы редко собирают большие кассы и остаются нишевыми, тогда как зарубежные авторские ленты способны становиться мировыми сенсациями, собирать миллионы зрителей и долларов. Так, фильм Йоргоса Лантимоса «Лобстер» собрал около $ 6 млн, его аудитория — более полумиллиона человек, а драма «Меланхолия» Ларса фон Триера — больше $ 15 млн и миллиона зрителей. 


    Владислав: 

    «Для меня, нет принципиального отличия между режиссерским/авторским российским кино и западным. Режиссерское кино строится на внутренних мотивах. И если человек работает, руководствуясь этими ощущениями, — это видно в любой стране. Может отличаться рынок, формат поддержки, но суть остается: режиссер — это тот, кто соединяет все элементы фильма в одно цельное высказывание».
  • Как продвигают картины


    В первую очередь, толчок для российских авторских картин (как и в мире) дают кинофестивали, где режиссеры отправляют заявки. Московский Международный кинофестиваль, «МАЯК», «Окно в Европу» и другие — возможность показать свои работы и завоевать популярность.


    Например, уже проанализированный нами «Географ глобус пропил» сразу после выхода стал заметным событием российского кино — выиграл главный приз кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Также он получил премию «Белый слон» от Гильдии киноведов и кинокритиков, а главные актеры были отмечены призами за лучшие роли. Фильм «110» тоже в свое время получил две награды на фестивале «Зимний»: лучшая женская роль досталась Полине Цыгановой, а за лучшее визуальное решение — оператору Алексею Зайкову.  


    Владислав также выразил мнение о кинофестивалях: 

    «Это возможность быть замеченным не только критиками, но и индустрией. Иногда фестиваль — это первый способ фильма найти зрителя. Особенно если проект не проходит в широкий прокат. Участие — это уже диалог».


    Сейчас самым популярным методом продвижения творчества являются соцсети. Многие создают аккаунты фильма, где можно делиться новостями со съемок, интервью с актерами и группой, анонсами и закулисными материалами. Например, «Довлатов» — фестивальный фильм о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов, где для рекламной кампании использовали соцсети «ВКонтакте», Instagram и Facebook (признаны экстремистскими и запрещенными на территории РФ). Фильм также получил награды на фестивале «Золотой Орел», «Ника» и Берлинском кинофестивале. 


    Владислав: 

    «Важно начинать говорить о фильме задолго до премьеры. До начала съемок, если возможно. Важно спозиционировать проект, тогда к моменту выхода, у зрителя уже будет сформировано представление о фильме. Он придет в кино не вслепую, а с интересом — чтобы подтвердить или опровергнуть это представление. Это уже можно считать началом диалога между автором и публикой. Онлайн-платформы помогают после проката не уходить фильмам в забвение. Платформа — это современная библиотека. Особенно для авторского кино, которое редко получает широкий прокат, но может жить долго, органично распространяясь в своей нише. Более того, фильмы все чаще попадают сразу на несколько платформ — и это увеличивает охват, узнаваемость, глубину распространения».


    Также герой поделился мнением о том, получают ли режиссеры деньги для поддержки творчества: 


    «Поддержка есть, однако первые шаги в индустрии — самые трудные. Ты никому не известен и приходится делать больше, чем ты умеешь: искать финансирование, вдохновлять команду работать на творческой основе. Но с другой стороны — это тоже часть становления. Где искать? Например, „Всероссийский питчинг дебютантов” — это реальная платформа, где молодые авторы могут получить финансирование и поддержку на первый короткий или даже полный метр. Есть Фонд кино, который выделяет гранты, Минкульт с конкурсами, где поддерживают и экспериментальные работы. Есть частные студии, которые все чаще запускают внутренние программы. Помимо крупных организаций, есть и локальные инициативы: школы кино, мастерские, независимые лаборатории. 
    Но все равно — это путь преодоления. Не потому, что индустрия против, а потому что ты пока не „в обойме”. У тебя нет фильма, который уже прокатился, возможно, нет больших имен в титрах. Все приходится делать впервые. И тут важно одно: продолжать. Поддержка существует, но нужно суметь в нее попасть».
  • Какое будущее ждет авторского кино


    Российский кинематограф сейчас переживает период адаптации и перемен. Зарубежные студии уходят, и в условиях кризиса и ограничений появляется больше возможностей для настоящего творчества. Именно сейчас могут «прорваться» проекты, которые раньше не попадали в прокат. Однако жанровое разнообразие пока ограничено: государство делает ставку на патриотическое кино, но зрительский интерес к нему невысок, и люди чаще выбирают комедии или легкие жанры для отдыха.


    Нужно ли авторскому кино вообще стремиться к массовости? На этот вопрос отвечает Владислав:


    «Я бы сказал, что авторскому кино вообще не нужно стремиться куда-то. Его задача — быть настоящим. Когда фильм сделан с максимальной отдачей, с поиском своей формы и интонации — он находит и форму, и зрителя. Просто это может быть не массовый зритель сразу. Но если фильм работает на глубину — он все равно будет жить. Конечно, массовость — это ресурс. Она помогает фильму быть замеченным, дает финансирование на следующий проект. Но если ты стремишься только к массовости, ты рискуешь утратить то, ради чего вообще начал снимать. И, наоборот, если ты замыкаешься в „нишевости”, чтобы сохранить ощущение «элитарности» — ты можешь потерять связь со зрителем».


    Режиссер также говорит о том, что авторского кино становится все больше:


    «В России таких фильмов становится больше. Видно, как авторы добиваются права говорить от себя — и на уровне сценария, и на уровне монтажа, цвета, музыки. У нас в стране огромный человеческий потенциал. Люди думают, чувствуют, хотят говорить. И есть ресурсы — и технические, и финансовые — чтобы это реализовать. Проблема чаще не в деньгах как таковых, а в конфигурации процесса, в нехватке доверия к режиссеру как к автору, в страхе рисковать. Просто нужно научиться давать больше свободы тем, кто действительно хочет говорить не от имени индустрии, а от себя. Именно это, я думаю, и определит состояние режиссерского кино в ближайшие годы. Не жанры и не бюджеты, а готовность слышать режиссера — и давать ему право на финальное слово.
    Надеюсь, что российское режиссерское/авторское кино ждет самое светлое будущее. Нужно только больше фильмов, где авторы не боятся говорить. Где отношение к кино не как к продукту, а как к высказыванию. Я верю, что у нас есть все, чтобы сделать кино, которое будет не только талантливым, но и коммерчески успешным».


    Современные режиссеры стремятся сделать такое кино, которое не только отражало бы их взгляды, но и нравилось людям:


    Владислав: 

    «Моя миссия? Делать большое кино. Настоящее. Такое, где режиссер — это не исполнитель, а автор. Чтобы мы перестали делить кино на „авторское” и „неавторское”. Чтобы просто было — хорошее кино. И чтобы оно звучало».
img
  • Уникальная рубрика
  • 10 уникальных статей
  • Аналитика и исследования

Социум

Разбираем культурные коды и различия в мышлении, которые формируют наше поведение

К рубрике

Социум